logo
Работаем: 24/7/365
Звоните: 8 800 350 54 53
Пишите: info@zdorovaya-semya.ru
Центр психологической помощи «Здоровая Семья»
logo

О нас

Перебороть страх и начать работу над собой - настоящий вызов, но мы здесь, чтобы помочь вам. Консультации 24/7 в любом удобном для вас месте, онлайн и оффлайн встречи, возможность приобретения от 5-ти сессий со скидкой. Индивидуальные сеансы, семейные консультации, детский психолог.

Подробнее

Контактная информация

  • 121170, г. Москва, Кутузовский проспект 36, стр 1, помещение 101
  • 8 800 350 54 53
  • info@zdorovaya-semya.ru

СДВГ: синдром дефицита внимания и гиперактивности

СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Что такое СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  2. Типы СДВГ
    1. Невнимательный
    2. Гиперактивно-импульсивный
    3. Комбинированный
  3. Симптомы СДВГ
    1. Симптомы у детей
    2. Симптомы у взрослых
    3. Эмоциональная дисрегуляция и исполнительная функция при СДВГ
  4. Диагностика СДВГ
    1. Диагностические критерии
    2. Процесс диагностики
    3. Какие используются тесты
  5. Причины и факторы риска
    1. Генетика
    2. Внешние факторы
    3. Структура и функции мозга
  6. СДВГ у детей
    1. Как отличить от активного ребенка
    2. Вторичные поведенческие проблемы
  7. СДВГ у взрослых
    1. Влияние на работу и отношения
  8. Жизнь с СДВГ: советы по организации и управлению временем
  9. Лечение СДВГ в Москве в центре психологической помощи “Здоровая семья&rdquo
    1. Поведенческая терапия
    2. Медикаментозное лечение
    3. Изменение образа жизни

Ни секунды не сидит на месте”, “ничего не слушает”, “витает в облаках, не может сосредоточиться” - наверняка подобные характеристики ребенка или взрослого встречались всем. Важно разобраться и понимать, где не критичные проявления непоседливости или рассеянности, а где признаки психологического нарушения под названием  СДВГ.

Есть проблемы с собранностью?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Что такое СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)?

Гиперактивность и дефицит внимания - распространенная форма нарушения поведения, которая может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте. Характеризуется двигательной расторможенностью, импульсивным поведением, расстройством внимания, легкой недостаточностью координации движений и мелкой моторики. 

Ребенок не в состоянии даже недолго спокойно посидеть, он импульсивен, постоянно в движении, производит много шума. Такие дети еще в материнской утробе начинают проявлять активность. Рождаются они более физически крепкими, но при этом очень беспокойны: много кричат, мало спят, успокоить их удается с большим трудом. Чувство опасности выражено слабо, поэтому с такими детьми чаще что-то случается. 

Довольно долго принято было считать, что СДВГ дети “перерастают” в процессе взросления. Но сегодня специалисты уже склоняются к тому, что у взрослых он тоже может выражаться, хотя и не столь явно. Такие люди невнимательны, им трудно сосредоточиться, часто совершают необдуманные импульсивные поступки, о чем сожалеют впоследствии. Другие характерные черты - нервозность, перепады настроения и склонность к бездеятельности.У многих есть вредные привычки. 

Наряду с негативными проявлениями следует отметить и положительные стороны. Открытость, коммуникабельность, обостренное чувство справедливости, выносливость. Большинство детей с СДВГ любят природу, не злопамятны и всегда вступятся за слабого. Проявляют также черты одаренности в разных видах деятельности.

- Терехова А.В., психолог

Типы СДВГ

Последние исследования выделяют три типа поведения с СДВГ. Один, где преобладают признаки дефицита внимания, второй характеризуется большей импульсивностью и гиперактивностью, а третий сочетает все группы симптомов. 

Невнимательный

Когда говорят о дефиците внимания, подразумевается неспособность сконцентрироваться на чем-то определенном в течение короткого периода времени. Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, в целом небрежен в ее выполнении, что касается и школьных заданий. На уроке ему трудно вспомнить инструкции учителя, он не может работать вместе с классом, постоянно отвлекается. Звуки или зрительные раздражители, на которые другие внимания не обращают, для детей с СДВГ незамеченными не проходят. 

Трудности в учебе уже становятся заметными в начальной школе. Неспособность сосредоточиться, нарушения восприятия, недостаточность речевого развития создают предпосылки для возникновения проблем.При этом уровень интеллекта по тестам может проявляться на среднем или выше среднего уровне. Проблем, связанных с гиперактивностью или импульсивностью обычно не возникает, отношения с окружением хорошие. 

Гиперактивно-импульсивный

Гиперактивные дети напоминают ураган - крушат и сносят все на своем пути. При этом они еще могут без перерыва разговаривать. Усидеть на месте они не в состоянии, за обедом  дома или в школе за партой они все время ерзают, двигают ногами, стучат по столу. В подростковом и взрослом возрасте добавляется внутреннее беспокойство и попытки делать несколько дел одновременно. Стоять в очереди и чего-то ждать - для них невыносимая мука.

Импульсивность детей не позволяет им сдержать свои слова или реакции. Они не думают, а делают, “выдают” неподходящие реплики, проявляют бурные эмоции, не задумываясь о последствиях. Могут отобрать игрушку у другого ребенка, а если что-то расстроило, способны и ударить. Подростки и взрослые такого типа предпочитают занятия, приносящие немедленную отдачу, пусть и небольшую. Большое дело, требующее больших затрат, но и впоследствии (не сразу) гораздо больший результат, им не по силам.  

Торопливость, суета несут с собой множественные ошибки. Выговоры и замечания не действуют. Ребенок и сам не рад, но от себя убежать не получается, он не может контролировать свое поведение. Окрики и наказания ситуацию способны только усугубить - ребенок почувствует, что “все против него” и еще больше отдалится от окружающих, стать неуправляемым. В отношениях со сверстниками дети такого типа агрессивны, эгоистичны, стремятся руководить. Сопереживать и сочувствовать не умеют. Поэтому часто возникают трудности во взаимодействии с другими.

Комбинированный

У комбинированного типа ярко выражены все симптомы дефицита внимания и гиперактивности. Он считается наиболее распространенным Особенностью данного вида СДВГ можно назвать неумение оценить время, которое требуется для выполнения задания. Чаще всего такие дети определяют меньшее количество времени, которое требуется в действительности.  

Проявления импульсивности и гиперактивности с возрастом становятся не так заметны, как в детстве. Неспособность сосредоточиться, как правило, остается без изменений. 

Симптомы СДВГ

Возникновение симптомов заболевания относится к дошкольному возрасту (около трех лет). Первое ухудшение наблюдается в начале школьного обучения. ЦНС ребенка не в состоянии справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок.

Симптомы у детей

Ребенок с ранних лет не в состоянии сосредоточиться на чем-то, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Часто бросает занятие, не получив результата. Трудность фокусировки внимания при гиперактивности приводит к попыткам выполнять много дел одновременно. 

Дети с СДВГ постоянно отвлекаются, даже на самые незначительные раздражители.теряют вещи, не слушают объяснений. Нарушения внимания могут выражаться в трудностях концентрации, повышенной переключаемости, снижении избирательности. Гиперактивность можно заметить уже в первые годы жизни ребенка. Таких детей еще называют “попрыгунчики”. Им свойственно прыгать, постоянно совершать непрерывные бесцельные движения. Они рано начинают ходить, забираются в любые места, хватают и ломают все, что попадается. 

Сильное волнение может временно притормозить двигательную симптоматику. В новой обстановке, с незнакомыми людьми гиперактивность притормаживается. Импульсивность проявляется по принципу “здесь и сейчас”, поступки опережают намерения. Правил поведения для таких детей не существует. Они способны вмешаться в разговор, не соблюдать правил в игре, ходить во время урока. В более старшем возрасте импульсивность характеризуется трудностями планирования и логического обоснования своих действий.

- Терехова А.В., психолог

Симптомы у взрослых

Взрослые проявляют симптомы СДВГ следующим образом:

  • делают необдуманные траты, не платят вовремя по счетам;
  • часто опаздывают;
  • в быту беспомощны, не способны выполнять рутинные дела, отвлекаются на что угодно;
  • отсутствует способность анализировать что-либо;
  • не могут выслушать собеседника до конца, проявляют бестактность;
  • забывают о вещах, которые необходимо делать регулярно (например, принимать лекарства);
  • интересы и хобби отсутствуют.

Эмоциональная дисрегуляция и исполнительная функция при СДВГ

Как уже упоминалось, СДВГ начинает проявляться с детского возраста и переходит позднее во взрослую жизнь. Сопровождается определенным набором признаков, в частности, неумении регулировать свои эмоции. В норме эмоциональная саморегуляция подразумевает моделировать их таким образом, чтобы направлять свое поведение на  решение задач и достижения целей. 

При эмоциональной дисрегуляции возникают неадаптивные реакции: склонность к катастрофизации, самобичевании или обвинении других. Это может приводить к гневным вспышкам, трудностям в общении. Все это приводит к стрессам, неуверенности в себе. Исполнительная дисфункция при СДВГ проявляется в проблемах с мышлением, памятью и вниманием. Это также влечет за собой постоянные опоздания, неспособность к запоминанию,невозможность установить сроки выполнения задачи.

Диагностика СДВГ

Для диагностики СДВГ необходимы многочисленные обследования. Одного взгляда врача, замечания педагога или психолога-консультанта недостаточно. Отделить норму от заболевания достаточно трудно, особенно в дошкольном возрасте.Маленькие дети могут быть в силу возраста достаточно активные и резвые, а детям до шести лет свойственная сравнительно слабая концентрация внимания. Имеет смысл пройти обследования как миниумм у двух специалистов. 

Диагностические критерии

При невнимательности диагностическими критериями являются небрежность к деталям, рассеянность, забывчивость, неумение довести дело до конца, трудности с процедурами, требующими длительного умственного напряжения. 

Гиперактивность определяется по неусидчивости (трудно буквально усидеть на месте), ребенок постоянно дергает руками или ногами, в классе встает с места без разрешения. Говорит, практически не закрывая рта и все время куда-то двигается. 

Импульсивность выдает бесконтрольность высказываний, часто неуместных. Это те дети, которые на уроке выкрикивают ответ прежде, чем учитель закончит фразу. Перебивает разговор, не может дождаться своей очереди.

Все вышеперечисленные признаки должны наличествовать как минимум в течение полугода. При этом диагностировать СДВГ профессионалы берутся лишь в том случае, если отклонения в поведении принимает экстремальный характер. До пяти лет подобные диагнозы детям ставить не стоит.

- Терехова А.В., психолог
 

Процесс диагностики

Прежде всего ребенку необходимо медицинское обследование. Врач проводит оценку состояния ребенка, наличия отклонений в развитии, восприятии и речи. Проверяется также зрение и слух. Стоит получить заключение врача-невролога. После этого обратиться к психологу.  

На основании опыта специалистов нашей клиники можем сказать, что в процессе диагностирования тщательно исследуется поведение ребенка. Для получения данных врач использует не только свой опыт диагностики других детей, но и родительские наблюдения. Родители заполняют специальную анкету, где описывают поведение ребенка. Иногда такие же анкеты предлагают заполнить учителю или воспитателю. Состояние ребенка оценивается при помощи специальных методик.

Какие используются тесты?

Обследование включает, как правило, блок из 10-15 методик. Это стандартные психологические тесты на оценки памяти, внимания, мышления.Кроме этого, применяются нейропсихологические тесты: экспресс-диагностика памяти “Лурия-90”, пробы на уровень развития произвольных движений . Для диагностики идеомоторной координации применяют рисуночные техники “несуществующее животное”, “дом, дерево, человек”, “автопортрет”.

Цены на услуги


Причины и факторы риска

Несмотря на большое количество исследований, окончательной ясности в вопросе возникновения СДВГ пока нет. Предполагается влияние множества факторов.  

Генетика

В прошлом веке исследователями была выдвинута гипотеза наследственной предрасположенности СДВГ. В таких семьях, как правило, еще отмечается злоупотребление алкоголем, наличие аффективных расстройств и асоциальных психопатий.

На уровне молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания. Несколько лет назад группа ученых Швейцарии, России, Нидерландов, Германии, Испании и Норвегии обнаружили изменения генов AAED1 и  ATAD2, у людей, страдающих СДВГ. Они были зафиксированы у всех испытуемых, принимавших участие в исследовании. Эти данные могут служить доказательством наследственного характера СДВГ. 

Внешние факторы

К внешним факторам можно отнести токсикозы во время беременности, инфекции и обострение хронических заболеваний матери, травмы в области живота. Имеют значение и психосоциальные обстоятельства - стрессы, психотравмы, нежелание иметь ребенка. По некоторым данным, риск развития СДВГ увеличивается, если мать во время беременности была моложе 19 или старше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет. Родовые осложнения тоже могут повлиять на развитие заболевания. 

Любые болезни, перенесенные во младенчестве, сопровождавшиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказаться на созревании мозга. 

Структура и функции мозга

У детей с СДВГ объем частей мозга, как правило, меньше. Изменения префронтальной коры, которая находится в передней части мозга, связаны с невозможностью долго концентрироваться на чем-либо. Находящаяся глубоко в мозге лимбическая система при СДВГ связана с импульсивностью и снижением способности к саморегуляции. Проблемы  в функционировании базальных ганглий способствуют замедленной реакции и рассеянности. 

СДВГ у детей

Детей с СДВГ часто считают “нарушителями спокойствия”. Они часто всех перебивают, тяжело засыпают и спят беспокойно. Нередко во время игр всячески мешают другим детям. Практически не могут играть долго с одной игрушкой. Тем не менее, есть дети, которые проявляют признаки СДВГ, но на самом деле их поведение не выходит за пределы нормы.

Как отличить от активного ребенка?

Главное отличие - в работе процессов возбуждения и торможения. Активный ребенок, когда ему интересно, может куда-то бежать, останавливаться, менять направление и т.д. Он знает, зачем ему это надо. Замечания взрослых могут заставить его остановиться и задуматься. Другими словами, его нервная система ведет себя “без перекосов”.

Детям с СДВГ под влиянием какого-то раздражителя начать двигаться куда-то очень легко, а вот остановиться сложно. Действия импульсивны, и поэтому они не всегда понимают, зачем сделали то или другое. Опасность или окрики взрослых не в состоянии их остановить. 

Вторичные поведенческие проблемы

Дошкольники с симптомами СДВГ во взаимодействии со сверстниками могут проявлять агрессию, если, к примеру, случайно прекратилась игра. Новые поведенческие расстройства проявляются уже при поступлении в школу. Хулиганство, вызывающее поведение по отношению к взрослым, ложь, воровство. В более старшем возрасте существует опасность увлечения алкоголем или наркотиками

СДВГ у взрослых

Поскольку мозг при СДВГ работает немного по другому, это отражается на многих сферах жизни.

Влияние на работу и отношения

Большие трудности на работе связаны с тем, что синдром дефицита внимания не дает полноценно сосредоточиться на выполнении рабочих задач. Большие проблемы поджидают и там, где рабочие обязанности четко регламентированы сроками Потеря документов и сопутствующий этому беспорядок тоже не вызывает удовольствия начальства. Труд физический тоже требует определенных качеств: сосредоточенность, аккуратность, не говоря уже о временных рамках. Людям с СДВГ трудно сконцентрироваться на одном задании, не говоря уже о невозможности спрогнозировать его по времени. 

Все эти же признаки вносят дисгармонию и в отношения. “Витание в облаках” при серьезном разговоре, постоянная смена планов, проблемы в эмоциональной и интимной сферах. 

- Терехова А.В., психолог
 

Жизнь с СДВГ: советы по организации и управлению временем

Тайм-менеджмент при СДВГ включает использование планинга или специального приложения, рациональная и удобная организация пространства. Расписанные по пунктам дела не дадут о себе забыть. На день лучше выбирать не больше 4-5 самых важных. Чтобы ничего не забывать при выходе из дома - поможет обустройство мест для хранения зонтов, ключей и пр.  Одежду и все необходимое следует приготовить с вечера. 

Таймеры с напоминанием  и будильники на телефоне лучше запрограммировать через каждые 10 минут. Чтобы справляться с задачами, можно удвоить время, которое планируется на их выполнение. 

Лечение СДВГ в Москве в центре психологической помощи “Здоровая семья”

В нашем центре вы сможете пройти полный спектр обследования при симптомах СДВГ. Мы подберем индивидуальную схему коррекции и лечения.

Поведенческая терапия

Ключевым моментом поведенческой коррекции направлена на создание благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций. Помощь включает обучение контролю, методам решения проблем, навыкам организации и планирования.

Медикаментозное лечение

Стимуляторы, которые используются при СДВГ, применяются только в комплексе с другими методиками лечения. И назначает их только врач.Принимают их, как правило, утром и днем. Ни в коем случае на ночь.

Изменение образа жизни

Хорошо способствуют снятию нервозности и самоконтролю занятия йогой, техники медитаций, плавание. Важна организация пространства - избавление от лишних вещей, поддержание порядка. Главное - понимать, для чего это делаете. 

Остались вопросы?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Литература

  • Микадзе Ю.В.Нейропсихология детского возраста, 2013 г.
  • Харланд С. Гиперактивный или сверходаренный?, 2004 г.
  • Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях, 2001 г.
  • Бадалян Л.О.Невропатология, 1982 г.
  • Кошелева А.Д., Алексеева Л.С.Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка, 1997 г.

 

Обратная связь

Оставьте, пожалуйста, свои данные, и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время!

Из всех полей обязательное только телефон.

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Благодарим вас за отправленное сообщение!
Мы уже рассматриваем его и готовим ответ.
Ожидайте в самое ближайшее время!
Антиспам проверка