СОДЕРЖАНИЕ:
- Что такое аутизм
- Как возникает аутизм
- Классификация аутизма
- Стадии развития аутизма
- Диагностика аутизма
- Особенности поведения детей с аутизмом
- Осложнения и сопутствующие заболевания
- Профилактика аутизма у детей
- Когда обращаться к врачу
- Лечение аутизма у детей в Москве в центре психологической помощи «Здоровая Семья»
- Основные методы терапии: поведенческая, медикаментозное лечение, альтернативные методы
- Как вылечить аутизм у ребенка: возможности и ограничения
- Сколько живут с аутизмом: прогноз и качество жизни
- Часто задаваемые вопросы
Такое расстройство, как аутизм, окружено массой мифов и домыслов. С начала 21 века процент таких детишек значительно вырос, причем трудно сказать, имеет ли место реальное увеличение числа пациентов, или причина в развитии диагностики. Сегодня поговорим о том, что такое аутизм, какие симптомы имеет и реально ли вылечить это состояние?
Что такое аутизм?
Аутизм – неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением восприятия внешних стимулов, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Аутист не способен анализировать то, что видит, слышит и чувствует, это заставляет его обостренно реагировать на одни раздражители и почти не замечать другие. Ребенок, имеющий такое нарушение, может испугаться даже обычного прикосновения к своей руке. В целом, человек-аутист как будто отгораживается от внешнего мира стеной, не проявляет интереса к общению, а также может не отличать живое и неживое.
При этом ребенок с таким расстройством не имеет грубых патологий строения мозга, он не является умственно-отсталым и т.д. В понятие «аутизм» включено множество разновидностей данного синдрома.
Как проявляется аутизм у детей
Нехарактерное поведение малыша может заметить даже врач-педиатр на банальном осмотре, причем уже месяцев с трех. Мама может заметить с 4-7 месяцев, что ребенок не реагирует на голос и обращение к нему, не фокусирует взгляд на людях и предметах. Подрастая, малыш не стремится контактировать со сверстниками от слова совсем, очень чувствителен к звукам, прикосновениям и т.д. Кстати, слабый аутизм может проявляться в школьном возрасте в виде сложностей с запоминанием материала, ребенок не способен выполнять указания учителя и т.д. Ошибочно таким детям часто ставят диагноз задержки психического развития.
Иногда странное поведение может быть особенностью характера. А иногда – аутизмом. Чем раньше начать заниматься проблемой, тем выше шанс максимально адаптировать ребенка к реальной жизни. Поэтому при подозрениях лучше сразу проконсультироваться со специалистами.
Основные симптомы и признаки
- Ребенок придерживается определенных ритуалов и старательно избегает всего нового.
- Не идет на контакт с детьми первым, а также игнорирует попытки других ребят общаться.
- Даже случайные прикосновения (как своих, так и чужих) могут вызвать истерику.
- Аутист не смотрит в глаза при разговоре и в целом выглядит немного отрешенным.
- Может быть как пассивен, так и склонен к гиперактивности.
- Ребенок после 3 лет не в состоянии оценивать опасность ситуации – может выйти поиграть на дорогу, зажигать спички и бросать на пол, пытаться вылезти в окно.
- Не проявляет никакого интереса к окружающим предметам и людям, животным.
- В речи ребенка присутствуют придуманные им слова.
- Чрезмерно сильная привязанность к матери, или же наоборот, абсолютная холодность.
- Использование второго и третьего лица для своей идентификации.
- Повторяющиеся движения руками, ногами, головой и т.д.
Возраст от 1 года до 3 лет - аутизм проявляется в виде: отсутствия лепета, звуков и других попыток речи, нет жестов, нет адекватных реакций на просьбу («принеси игрушку», «погладь кошку», «убери свои ботиночки» и т.д.).
Международная классификация болезней
Заболевание имеет несколько кодов по МКБ-10, в зависимости от типа расстройства:
- Детский аутизм – F84.0
- Атипичный аутизм - F84.1
- Синдром Ретта - F84.2
- Синдром Аспергера - F84.5
Как возникает аутизм?
К сожалению, точных причин появления аутизма пока не выявлено. В последнее время активно распространяется утверждение, что вакцинация виновата во множестве случаев РАС (расстройства аутического спектра). Однако это не так – никакая прививка неспособна повлиять на генетические особенности. Именно сбой в генах является одной из наиболее вероятных версий.
Причины и патогенез
Итак, к генетическому сбою могут привести следующие факторы:
- Наследственность. Причем необязательно, что аутизм был у кого-то из родственников, дело во взаимодействии генов, а также в мутациях.
- Химическое отравление матери во время беременности, в том числе тяжелыми металлами.
- Поражение центральной нервной системы плода, которое часто случается в момент закладки и активного формирования эмбриона. Причин масса: злоупотребление алкоголем, недостаточное питание, стрессовые ситуации, прием медикаментов и т.д.
- Обменные нарушения у матери.
- Кислородное голодание, причем даже кратковременное.
- Нарушения обмена веществ и гормональной системы в раннем возрасте у самого малыша.
Это лишь неполный список возможных причин. Даже ожирение матери может негативно сказаться на развитии ребенка. Патогенез аутизма заключается в сложных процессах в коре головного мозга.
Врожденный характер аутизма
Детский аутизм начинает проявляться уже в раннем возрасте. К сожалению, родители часто игнорируют замечания врачей о необходимости дополнительного обследования, списывая странности малыша на особенности характера. Или же напротив – доктор не обладает достаточной компетенцией для оценки состояния ребенка и не видит никаких проблем.
Однако существует и приобретенный аутизм. Причиной этому может стать что угодно – от гормонального сбоя до опухолей в мозге.
Факторы риска
Их можно разделить на 6 категорий:
- Генетический. Генные мутации, взаимодействие генов, определенные сочетания – сегодня учеными выявлены конкретные типы генов (CHD8, SNC2A, KATNAL2), в которых происходит сбой у аутистов. Пока исследования не завершены, но такая работа в дальнейшем поможет лучше изучить болезнь, а возможно, создать эффективное лекарство для коррекции состояния.
- Экология и неблагоприятные факторы. Загрязнение окружающей среды, заражение инфекционными заболеваниями (как беременной, так и ребенка после рождения), прием лекарств при беременности, алкоголь, никотин и т.д.
- Психологический фактор. Например, мать испытывала сильную депрессию при вынашивании ребенка. Или беременность проходила при постоянном стрессе.
- Неврологический фактор. Различные нарушения в нервной системе, а также патологии работы головного мозга.
- Биологические факторы. Исследования показали, что 40% детей с аутизмом имеют глютеновую и казеиновую непереносимость.
- Физические факторы. У детей с РАС часто поврежден шейный отдел позвоночника (например, во время родов). Или же имело место кислородное голодание, как во время пренатального периода, так и в процессе родов.
Классификация аутизма
Рассмотрим несколько разновидностей аутизма. Каждый диагноз имеет свои отличительные особенности.
Синдром Каннера
Он же ранний детский аутизм, при этом ребенок может быть абсолютно здоров физически. Малыш не ведет себя, как нормотипичный ребенок: не проявляет интереса к ярким игрушкам, предметам, людям, животным, с раннего возраста не реагирует на речь, не поддерживает зрительный контакт. Подрастая, он не может адаптироваться к социуму – не играет с детишками, не общается, не знакомится. А его странное поведение приводит к тому, что другие дети начинают просто сторониться и прекращают попытки знакомиться.
Синдром Ретта
Среди врачей и ученых до сих пор ведутся споры, насколько корректно было включать данное заболевание в спектр аутических расстройств? Синдром Ретта – редкое генетическое заболевание, которое сопровождается выраженными, тяжелыми психоневрологическими симптомами. Болеют только девочки: генетические особенности мальчиков приводят к тому, что плод с таким синдромом просто не выживает.
Выявить заболевание внутриутробно пока невозможно, а признаки появляются лишь в возрасте от 6 месяцев. Кроме того, пока существуют только способы поддержки состояния ребенка, а не полного излечения.
Синдром Аспергера
Нарушение психического развития, выраженное в затрудненном взаимодействии с социумом. В отличие от синдрома Каннера, в данном случае речевые и когнитивные функции полностью сохраняются. Человек с синдромом очень часто неуклюж, у него нет выраженной эмпатии (он неспособен выражать поддержку, заинтересованность, одобрение).
Атипичный аутизм
Расстройство проявилось у ребенка после 3-х лет, либо же у малыша присутствуют только отдельные симптомы РАС. Диагностировать такой аутизм в разы сложнее: родитель часто считает странные признаки особенностями характера, врачи же не могут наблюдать за ребенком длительное время, чтобы оценить его поведение.
Стадии развития аутизма
Коварство аутизма в том, что в некоторых случаях очень трудно поставить диагноз. Особенно если расстройство достаточно слабо выражено. Каждая стадия имеет свою степень интенсивности и признаки. Кроме того, расстройство может прогрессировать.
Этапы прогрессирования заболевания
1 стадия. Легкая форма, при которой человек в принципе способен к нормальному общению, однако его речь может быть несколько заторможенной, мимика слабая. Теряется в незнакомой обстановке и испытывает некоторые трудности при знакомстве. У детей такие симптомы часто списываются на особенности характера.
2 стадия. Достаточно общительная личность, при этом может говорить часами, не обращаясь ни к кому конкретно. Если говорить о детях, то это зачастую вообще не считается за странность.
3 стадия. В целом обычное поведение, но при нестандартных ситуациях, или в незнакомой обстановке, может начаться истерика, приступ агрессии.
4 стадия. Человек полностью закрыт в своем мире, трудности с речью, беспричинные истерики и плач, отсутствие зрительного контакта и т.д.
Диагностика аутизма
Для постановки диагноза необходим тщательный и подробный сбор анамнеза, а также опыт и профессионализм специалистов. Диагностика проводится в несколько этапов.
Процесс постановки диагноза
Методы диагностики – анкеты для опроса, а также очная беседа как с родителями, так и с малышом. Врач оценит его взаимодействие с окружающим миром. И это не все:
- УЗИ или МРТ мозга, чтобы исключить наличие опухолей.
- При проблемах с речью, а также отсутствии реакции на обращение, необходим осмотр отоларинголога, чтобы исключить тугоухость.
- Также необходимо исключить задержку психо-речевого развития.
Возраст постановки диагноза
Как уже говорилось выше, опытный врач может заподозрить диагноз месяцев с 3. Наиболее ярко болезнь раскрывается к 2-3 годам. Чем раньше начать принимать меры, тем лучше. Если дотянуть до школьного возраста без адекватной терапии, ребенку будет все тяжелее адаптироваться к коллективу в школе.
Подозрение на аутизм: что делать?
Для начала провести полную диагностику организма. Возможно, что Ваш малыш не откликается на свое имя не из-за аутизма, а из-за проблем со слухом. А ребенок, у которого частые истерики, имеет повышенное внутричерепное давление.
Далее, с результатами исследований, необходима повторная консультация врачей. Если подозрения на аутизм подтвердились, то специалист распишет Вам схему терапии: занятия, прием медикаментов по необходимости, правила поведения и т.д.
Цены на услуги
Особенности поведения детей с аутизмом
Дети с аутизмом имеют определенные поведенческие черты, которые придется учитывать. Даже элементарная смена одежды способна вызвать истерику. Странности поведения можно увидеть еще с самого раннего детства, когда ребенок начинает расти и развиваться, при этом не испытывая интереса к миру и окружающим предметам.
Типичные поведенческие признаки
- Сложно принимает что-то новое.
- Приверженность строгому распорядку дня.
- Монотонное совершение одних и тех же действий.
- Любой новый предмет, незнакомый человек, прикосновение – могут вызвать негативную реакцию.
- Мало и неохотно говорит, не улыбается, не реагирует на просьбы.
Игры и взаимодействие с детьми с аутизмом
Важно четко следовать нескольким правилам:
- Разговаривать спокойно и размеренно. Любое повышение тона может привести к беспокойству и агрессии.
- Никаких ссор в присутствии аутиста.
- Мультфильмы, музыка также должны быть спокойными. Тщательно фильтруйте контент, идеальное звуковое сопровождение – звуки природы (не громкие), классическая музыка.
- Обращайтесь к ребенку четко по имени, можно легко тронуть его за плечо, чтобы он обратил внимание. Но важно не переборщить, поскольку дети-аутисты часто негативно реагируют на прикосновения.
- Не переставляйте игрушки, мебель резко. Это же касается одежды – каждый новый предмет вводится плавно: сначала знакомство, привыкание и т.д.
- Соблюдайте строгий распорядок дня и меняйте его лишь в крайних случаях.
- Если хотите помочь малышу – спросите разрешения. Дети с таким расстройством крайне негативно реагируют на вмешательство в личное пространство.
Родителям придется подумать и о том, как ребенок будет общаться в социуме. В коллективе можно объяснить ребятам, что у вашего сына/дочки есть определенные особенности, что он не опасен, но необходимо аккуратно вести себя с ним. Как правило, дети быстро воспринимают нужную информацию и стараются быть дружелюбными. К сожалению, есть и варианты, когда окружающие отказываются соблюдать эти правила (или просто не получается). Тогда по возможности лучше оградить ребенка от такого общения.
Что касается игр, то предпочтительнее спокойные, развивающие мелкую моторику варианты. Например, дать ребенку вату и позволить помять ее, порвать и т.д. Складывание кубиков, собирание несложных пазлов, сортировка по цвету и формам – все это подойдет.
Самое важное – больше комментировать процесс и как можно меньше поправлять, влезать, подсказывать, исправлять сделанное. Во время работы с педагогом-дефектологом и психологом Вы получите больше информации.
Психосоматика и аутизм
Существует теория, что аутисты чаще всего нежеланные дети, а также испытывали внутриутробный стресс, переходящий от матери. Но это лишь предположение, поскольку на практике множество родителей, которые мечтали о малыше и жили в согласии, получили ребенка-аутиста.
А вот обострение состояния напрямую зависит от микроклимата и общения в семье. Даже нормотипичному ребенку сложно жить там, где нет уважения и любви, зато есть скандалы, крики, упреки и претензии. Каждый родитель должен соблюдать правила: если есть режим дня, созданный мамой, отец не вправе его нарушать (даже если супруги в разводе). И наоборот.
Осложнения и сопутствующие заболевания
Сопутствующие заболевания, которые чаще встречаются у аутистов:
- Синдром Дауна.
- Аллергия.
- Кожные заболевания, в частности, экзема и псориаз.
- Гиперактивность, проблемы со сном и другие неврологические нарушения.
- Патологии со стороны органов ЖКТ, например, запор, диарея, повышенная кислотность и т.д.
- Офтальмологические проблемы.
- Сниженный иммунитет.
Ребенок с РАС требует более частого контроля состояния здоровья, регулярной сдачи анализов. И конечно, очень важно полноценное, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, занятия физической активностью и т.д.
Профилактика аутизма у детей
Профилактику нужно начинать еще до зачатия, особенно, если родители в группе риска, например, их возраст более 35 лет. Это анализы, отказ от вредных привычек, прием необходимых витаминных комплексов и т.д. Во время беременности:
- Полноценно питаться и спать достаточное количество времени.
- По возможности сменить место жительства (если речь идет о загрязненном регионе), или работу (вредные производства).
- Избегать стрессовых ситуаций, скандалов.
- Принимать все прописанные врачом препараты и регулярно являться на осмотр и диагностику.
- Следить за уровнем ферритина в крови и состоянием плаценты (кислородное голодание очень опасно).
- Слушаться врачей в родах, а также не настаивать на естественном родоразрешении, если доктор предлагает кесарево сечение.
Когда обращаться к врачу?
Начнем с того, что связь с врачом, осмотры и консультации в случае с ребенком-аутистом должны быть регулярными. Но есть симптомы, которые требуют НЕМЕДЛЕННОГО обращения к доктору и могут свидетельствовать об ухудшении состояния.
Признаки и симптомы, требующие консультации специалиста
- Все более частые приступы агрессии, истерики.
- Состояние не улучшается и не стабилизируется, при неукоснительном выполнении правил.
- Ребенок надолго «зависает», не реагирует на внешние раздражители, не ест и не пьет.
- Ребенок не справляется с обучением в школе, пребыванием в саду, он плачет, закатывает истерики, агрессивен, доставляет неудобства коллективу.
Роль врача-психиатра
Врач-психиатр назначает все необходимые медикаменты, а также ставит диагноз. Его роль в терапии аутизма очень велика: помимо назначения, доктор корректирует дозировки, отслеживает состояние ребенка, наблюдает за ходом лечения, дает необходимые направления и рецепты для лекарств.
Если маленький пациент стал плохо переносить препараты, появились побочные эффекты, худшее, что можно сделать – самостоятельно корректировать дозу, или вовсе отменять прием. Обязательно обратитесь к психиатру, рассказывайте обо всех изменениях в самочувствии ребенка, соблюдайте правила приема медикаментов!
Лечение аутизма у детей в Москве в центре психологической помощи «Здоровая Семья»
Специалисты нашего центра обладают большим опытом помощи детям-аутистам и их родителям. Помимо стабилизации состояния ребенка и его поддержки, мы даем мамам и папам множество полезной информации, помогающей в воспитании таких детишек.
Основные методы терапии: поведенческая, медикаментозное лечение, альтернативные методы
Терапия проходит комплексно: это прием необходимых препаратов, регулярные занятия со специалистами, а также вклад родителей дома (игры, распорядок, соблюдение режима и т.д.). Именно такой подход позволяет максимально адаптировать ребенка к социуму и позволить ему жить полноценной жизнью.
Поведенческая терапия постепенно учит аутиста менять свои паттерны поведения, управлять эмоциями и т.д. Но такие занятия подойдут в том случае, если речь достаточно развита. Есть и несколько других полезных способов помочь ребенку:
- Освоение способов альтернативной коммуникации – язык жестов, картинки, гаджеты. Вопреки страхам многих родителей, это не мешает развитию речи, а даже помогает.
- Спорт. Нагрузки помогают снизить число агрессивных приступов, укрепить здоровье, а групповые занятия учат взаимодействию в социуме. Любые тренировки проводятся после разрешения врачей, с учетом подбора уровня нагрузки.
- Визуальные подсказки. Письменные инструкции, различные карточки, расписание дня из картинок.
- Тренинг социальных навыков. В виде сценок прорабатываются определенные ситуации, например, покупка в магазине.
Что касается медикаментозной терапии, то врачи назначают ноотропы, нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы (в зависимости от состояния ребенка).
Как вылечить аутизм у ребенка: возможности и ограничения
К сожалению, вылечить аутиста невозможно: можно лишь максимально адаптировать его к социуму и обучить базовым навыкам. При грамотном подходе, такие дети успешно заканчивают школу, поступают в другие учебные заведения, получают профессию и работают. Кстати, многие аутисты имеют высокие способности в какой-то конкретной области, например, при слабом уровне чтения, человек с легкостью решает сложнейшие математические задачи. Задача родителей – выявить эти способности и помочь развить.
Сколько живут с аутизмом: прогноз и качество жизни
Аутизм не представляет опасности для жизни, однако способен снизить ее качество. И основная проблема в том, что множество врачей не обладают достаточной компетентностью в данном вопросе. Есть трудности и с садами, школами – инклюзия возможна не везде, прежде всего потому, что обычный педагог не обладает знаниями специалиста-дефектолога.
Кроме того, различные фонды помогают людям с РАС устроиться на работу, а также подобрать подходящую деятельность. Кому-то подойдет умственная деятельность, другому – физическая. Сферу помощи аутистам необходимо развивать.
Неоценимый вклад вносят родители детей с РАС. Тематические группы, обмен информацией, общение, создание различных фондов и т.д. – все это безусловно полезно. Самое важное – не зарывать голову с песок при подозрении на аутизм, а начинать активно действовать. Ведь отчасти в данной ситуации судьба сына или дочери зависит от упорства родителей.
Часто задаваемые вопросы
Какие методы диагностики аутизма наиболее эффективны?
Методов выявления аутизма по сути немного. Это анкеты-тестирования, очные беседы с маленьким пациентом и родителями. Одного эффективного способа нет, все работает в комплексе. И нельзя исключать сопутствующую диагностику состояния организма.
Можно ли вылечить аутизм полностью?
К сожалению, нет. Но можно максимально адаптировать малыша к жизни.
Как отличить аутизм от других психологических расстройств?
- Аутист зачастую необщителен, и даже в детском возрасте не стремится знакомиться с ребятами.
- Аутисты с трудом осваивают базовые навыки. В то время как ребенок с другим расстройством, и даже с умственной отсталостью, вполне способен запомнить, как мыться, чистить зубы, мыть руки и т.д.
- У аутиста есть постоянно повторяющиеся ритуалы, независимо от настроения, времени года и т.д. А вот ребенок с другими патологиями часто не отличается постоянностью поведения.
В любом случае, окончательно этот вопрос решает врач.
Как взаимодействовать с ребенком, у которого диагностирован аутизм?
Максимально сдержанно, аккуратно, уважительно, контролируя свой тон и интонации. Не стоит лезть к нему с объятиями – люди с РАС очень ревностно относятся к личному пространству. Жизнь и распорядок дня должны быть упорядочены и спланированы.
Какие игрушки и игры рекомендуются для детей с аутизмом?
Спокойные, размеренные игры идеально подойдут такому ребенку. Что касается игрушек, то здесь нет идеального варианта. Каждому малышу подойдет своя. Но есть одно правило – следует избегать игрушек, которые могут перевозбудить ребенка и стимулировать более двух органов чувств, например, яркие светящиеся музыкальные конструкции с обилием кнопочек и деталей.
Источники
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Аутизм#Причины
- «Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы» - Рожкова А.В.
- «Актуальные аспекты развития первазивных расстройств» - Елистратова Н.А., Штубабин И.В.
- «Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра и их диагностика» - Шустов Е.А.