СОДЕРЖАНИЕ:
- Что такое игровая терапия в психологии?
- Введение в психологию игры
- Цели и задачи игровой психотерапии
- Основные принципы игровой терапии
- Развитие игровой психотерапии в истории
- Методы и подходы игровой терапии
- Ролевые игры
- Использование игровых материалов
- Творческие и художественные методы
- Игровые сценарии и моделирование ситуаций
- Структурированные игры
- Рассказы и истории
- Направления игровой терапии
- Песочная игровая терапия
- Недирективная игровая терапия
- Имаготерапия
- Игровая терапия для детей и подростков
- Игровая терапия отношений
- Групповая и семейная игровая терапия
- Возможности игровой терапии для взрослых и детей
- Эмоциональная регуляция и выражение эмоций
- Развитие социальных навыков и улучшение межличностных отношений
- Работа с травматическими переживаниями
- Поддержка развития личности и самоопределения
- Преодоление проблем поведения и нарушений
- Развитие ресурсов и личностный рост
- Преимущества и ограничения игровой терапии
Игровая терапия — это направление в психотерапии, которое подразумевает под собой использование ролевых игр для развития личности и преодоления психологических проблем. Игротерапия активно применяется для лечения взрослых и детей, но у нее есть свои преимущества и ограничения. Подробнее об этом читайте далее.
Что такое игровая терапия в психологии?
Игровая психотерапия — это метод психотерапевтического воздействия, подразумевающий использование игры. В процессе сессии пациент находит способ решения конфликтных ситуаций, коррекции неблагоприятных черт характера и проработки собственных страхов. Игротерапия чаще всего проводится индивидуально, в группах и семьях. Часто ее комбинируют с другими методами психотерапевтического воздействия (аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия и т.д.).
Введение в психологию игры
Игротерапия активно используется в психотерапии взрослых и детей. Из-за особенностей воздействия на психику она позволяет справиться с психологическими защитами пациента, наладить с ним контакт и приспособить к психотерапевтической группе.
Цели и задачи игровой психотерапии
Игра используется в психотерапии взрослых и детей из-за таких функций:
- развлекательная — помогает поднять настроение;
- коммуникативная — способствует общению между участниками психотерапевтической группы;
- самореалиализационная — позволяет узнать больше о своих талантах, найти новые интересы;
- социализационная — играет роль в усвоении социальных норм;
- диагностическая — помогает установить диагноз.
Основные принципы игровой терапии
Игротерапия должна проводиться в гармоничной обстановке, где человек будет ощущать себя в полном покое. Только находясь в комфортной обстановке и имея хороший эмоциональный контакт с психотерапевтом, он сможет раскрыться. Пациент должен иметь максимальную свободу действий, чтобы психотерапевт мог оценить его игровую активность. Кроме того, психолог переносит его в нетипичную обстановку, чтобы тот лишился старых стереотипов поведения и проявил новые.
Развитие игровой психотерапии в истории
Первым ввел игру в психотерапию Зигмунд Фрейд. Таким способом он пытался выявить подсознательные процессы, происходящие в психике ребенка. Фрейд считал, что наблюдение за игрой помогает обнаружить фобии, внутриличностные конфликты и подавленные желания. Анна Фрейд также считала важным внедрить в игру ребенка его родителей, чтобы скорректировать их подход к воспитанию. Начиная с 40-50 г. игротерапия начала использоваться в групповых психотерапевтических сеансах.
Методы и подходы игровой терапии
Методы, использующиеся в психотерапии, специалист подбирает индивидуально в зависимости от возраста, потребностей клиента и других его особенностей. Отдельно подбираются и техники, использующиеся в работе с человеком.
Ролевые игры
Ролевая игра переносит клиента на “сцену”, где тот действует как в драматической постановке. Взаимодействуя с помощником, он изображает чувства, которые передают комплекс важнейших переживаний. Также может использоваться метод “двух стульев”, во время которых человек представляет, что перед ним сидит его образ, которому нужно обратиться, чтобы транслировать важнейшие мысли.
Этот метод позволяет отрепетировать жизненные ситуации и направить телесную энергию в правильное русло.
Использование игровых материалов
Игротерапия — это основной метод в работе с детьми. Она применяется в терапии РАС, фобий, эмоциональных расстройств, ПТСР и других психологических нарушений. В процессе игротерапии активно используются различные материалы: маленькие фигурки мужчин и женщин, кубики, животные, деревья, машины, поезда, карандаши, листы бумаги, веревки, пластилин и многое другое. Большое разнообразие вспомогательных материалов дарит ребенку возможность для передачи глубоких внутренних переживаний.
Творческие и художественные методы
Игротерапия имеет точки соприкосновения с арт-терапией. Творческий подход помогает человеку реализовать чувства, эмоции и переживания, которые не находят словесного выхода. Специалист не должен вносить ограничения в игру: он занимает роль помощника или наблюдателя.
Игровые сценарии и моделирование ситуаций
Психолог проговаривает сценарии, в которых обыгрываются игровые ситуации, связанные с известными обрядами и традициями. На основе ответов и дополнений, данных клиентом, он делает выводы о психологическом состоянии, прошлом опыте и подавленных переживаниях человека. Этот метод используется в работе с детьми, поскольку он позволяет достичь таких целей:
- обогащение игрового опыта с помощью воображаемых ситуаций;
- умение комбинировать различные тематические сюжеты;
- расширение знаний об окружающем мире с помощью игры.
Структурированные игры
Во время структурированной игры создается травмирующая ситуация. Для этого психотерапевт использует игровые материалы или вносит в игру сюжетные повороты, связанные с переживаниями человека. Во время проработки посттравматических расстройств этот метод активно применяется. Ребенок проигрывает травмирующее происшествие до тех пор, пока переживания, связанные с ними, не ослабевают.
Рассказы и истории
Этот метод может использоваться взрослыми людьми, работающими в группах. Он требует активной вовлеченности участников группы. Каждый человек по очереди проговаривает рассказ, сказку или условную реальную ситуацию. Затем другой участник вносит в нее свои дополнения или изменения в сюжет. Заключительный этап — это совместное обсуждение итогов.
Направления игровой терапии
Существует несколько направлений игротерапии:
- Психодинамическое направление, рассматривающее игру как путь к бессознательным процессам.
- Недирективная игровая психотерапия, рассматривающая личность как нечто уникальное.
- Поведенческая игротерапия, регулирующая социальные роли участников психотерапевтической группы.
- Структурированная психотерапия, направленная на решение определенных задач.
Существуют и другие теоретические модели игротерапии, которые используются в психотерапии взрослых и детей.
Песочная игровая терапия
Во время работы с песком человек создает зримые картины, которые можно видоизменять на основе сюжета игры и внутренних потребностей. Она позволяет выплеснуть накопившиеся переживания, достичь внутренней гармонии и выявить новые пути развития. Песочная терапия используется при:
- неврозах;
- раздражительности;
- подавленности;
- перенесенных моральных травмах;
- потере смысла жизни;
- частых конфликтах.
Недирективная игровая терапия
Этот метод применяется для детей в возрасте от 2 до 12 лет. Он поддерживает искреннее общение между участниками психотерапии, регулирует эмоции и подавляет стресс, развивает навыки решения проблем творческими способами, формирует приемлемое социальное поведение, создает чувство доверия и контроля над обстоятельствами.
Имаготерапия
Имаготерапия часто используется в группах. Она осуществляется согласно таким этапам:
- Человек примеряет на себя роль рассказчика или слушателя. Он примеряет на себя роль того, кем хотел бы стать.
- Драматизация рассказа, т.е. воспроизведение сценок и ситуаций, их разыгрывание в лицах.
- На заключительном этапе участники психотерапии решают возникшую проблему с помощью хореографических, комедийных и драматических спектаклей. Так, люди, страдающие истерией, примеряют на себя образ рассудительного и спокойного человека, благодаря чему проблема решается.
Игровая терапия для детей и подростков
Дети не имеют ресурсов для того, чтобы выразить чувства, эмоции и переживания вербально, как взрослый человек. Поэтому во время работы с ребенком активно используется игротерапия: она дает малышу инструмент, который помогает выразить все накопившиеся переживания. Работа в группах участвует в самореализации и социализации детей и подростков.
Игровая терапия отношений
Во время игротерапии большое внимание уделяют взаимоотношениям ребенка и терапевта. В дальнейшем контакт переносится на других людей, что помогает малышу адаптироваться в социуме.
Групповая и семейная игровая терапия
Игротерапия в группах и семьях помогает наладить контакт между участниками игрового процесса, найти не словесные методы взаимодействия друг с другом, способствует творческой реализации и выплескиванию негативных переживаний.
Возможности игровой терапии для взрослых и детей
Игровая терапия является мощным и эффективным инструментом в работе со многими психологическими проблемами и вызовами, предоставляя клиентам безопасное пространство для исследования и выражения своих эмоций, мыслей и переживаний.
С помощью игровых методов и активностей игровая терапия способствует развитию навыков саморегуляции, улучшает межличностные отношения, помогает преодолеть травматические переживания и активизирует личностный рост.
Эмоциональная регуляция и выражение эмоций
В игровой терапии клиентам предоставляется безопасное пространство для исследования и выражения своих эмоций. Терапевтические игры и креативные методы позволяют лучше понимать и эффективнее регулировать свои чувства. Это особенно важно при работе с тревожностью, депрессией, гневом и другими эмоциональными нарушениями.
Развитие социальных навыков и улучшение межличностных отношений
Игровая терапия способствует развитию социальных навыков и улучшению взаимодействия с окружающими. Ролевые игры и групповые сессии предоставляют клиентам возможность практиковать эффективное общение, устанавливать границы и разрешать конфликты, что способствует улучшению межличностных отношений.
Работа с травматическими переживаниями
Игровая терапия обладает значительным потенциалом для работы с травматическими переживаниями. Через игровые сценарии и символические методы клиенты могут безопасно и постепенно исследовать свои травматические опыты, что способствует их выздоровлению.
Поддержка развития личности и самоопределения
Игровая терапия предоставляет возможность клиентам исследовать свои ценности, жизненные цели и личностные характеристики. Креативные методы позволяют клиентам лучше понимать себя, свои желания и потребности, способствуя процессу самоопределения и личностного роста.
Преодоление проблем поведения и нарушений
Игровая терапия успешно применяется для преодоления различных поведенческих проблем и нарушений. Ролевые игры, моделирование ситуаций и структурированные игры позволяют клиентам практиковать новые стратегии и поведенческие навыки, что способствует улучшению адаптивного поведения и функционирования.
Развитие ресурсов и личностный рост
Игровая терапия способствует развитию ресурсов и личностного роста клиента. Клиенты, участвуя в разнообразных игровых активностях и творческих процессах, развивают креативное мышление, умение решать проблемы и создавать стратегии развития, что способствует их личностному росту и самопознанию.
Цены на услуги
Преимущества и ограничения игровой терапии
Игротерапия обладает такими преимуществами:
- возможность применения для взрослых и детей;
- актуальность для нормализации отношений в группе;
- широкий спектр проблем для коррекции (РАС, ПТСР, неврозы, фобии и так далее);
- сочетание психотерапии и игры, дающей приятные эмоции;
- снятие внутреннего напряжения;
- хороший способ привития полезных навыков.
Во время игротерапии есть и ограничения. Например, человек не должен целенаправленно ломать игровой материал, причинять вред себе и психотерапевту, уносить игровой материал из комнаты.
Важно четко установить временные рамки игротерапии. Во всем остальном специалист должен давать клиенту свободу выбора и действий во время игры: только в таких условиях игротерапия принесет желаемый результат.
Список источников:
- Игротерапия в реабилитационном центре Анохина Л.В., Бессонова Т.В. - 2017.
- ТЕРАПИЯ ИГРОЙ Куликова Диляра Рафиковна, Бушуева Ирина Владимировна - 2021.
- Использование метода игротерапии в процессе коррекции внутрисемейного общения дошкольников Батенова Юлия Валерьевна, Долгова Валентина Ивановна - 2019.
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ Лукьяненко М.А. - 2023.