logo
Работаем: 24/7/365
Звоните: 8 800 350 54 53
Пишите: info@zdorovaya-semya.ru
Центр психологической помощи «Здоровая Семья»
logo

О нас

Перебороть страх и начать работу над собой - настоящий вызов, но мы здесь, чтобы помочь вам. Консультации 24/7 в любом удобном для вас месте, онлайн и оффлайн встречи, возможность приобретения от 5-ти сессий со скидкой. Индивидуальные сеансы, семейные консультации, детский психолог.

Подробнее

Контактная информация

  • 121170, г. Москва, Кутузовский проспект 36, стр 1, помещение 101
  • 8 800 350 54 53
  • info@zdorovaya-semya.ru

Психодрама

СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Что такое психодрама
  2. Термины психодраматической терапии
  3. Практическое применение психодрамы Морено
    1. В индивидуальной терапии
    2. Групповая психодрама
    3. В различных научных областях
    4. В рамках социальной работы и образования
    5. В работе с детьми
  4. Польза групповой психодрамы и особенности ее проведения
    1. Преимущества
  5. Важные правила в психодраматических группах
  6. Принцип действия психодрамы
  7. Основные виды психодрамы
  8. 3 составляющих психодрамы
    1. Драматическое действие и игра
    2. Спонтанность
    3. Роль
  9. 5 позиций в психодраме
  10. Техники психодрамы
  11. Психодрама тренинг: что это и когда применяется
    1. Первая стадия: Разминка
    2. Вторая стадия: Основная часть психодраматической практики
    3. Третья стадия: Обсуждение и анализ
  12. Основные этапы психодраматической сессии
    1. Этап разогрева
    2. Социометрический выбор протагониста
    3. Этап действия
    4. Шеринг, или обмен чувствами
  13. Что такое монодрама
  14. Применение психодрамы в индивидуальной терапии

Что такое психодрама?

Психодрама, в соответствии с ее греческими корнями, psyche ("душа") и drama ("действие"), представляет собой метод психотерапии, который обращается к внутреннему миру и переживаниям индивидуума через действие. Зародившийся в начале XX века под руководством румынского психиатра Якоба Морено, этот подход к терапии уже в течение столетия облегчает процесс понимания и обработки сложных человеческих эмоций.

Психодрама обращается к потребности человека не просто анализировать свои внутренние переживания, но и воплощать их в действиях.

Этот подход дает возможность ощутить свое прошлое не только на эмоциональном, но и на когнитивном, телесно-поведенческом уровнях, что способствует переосмыслению старых переживаний и обучению новым реакциям на ситуации.

- Е.С.Кноблох, клинический психолог, эмоционально-образный и когнитивно-поведенческий  терапевт, гипнотерапевт

Хотите попробовать этот метод?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Термины психодраматической терапии

В психодраме используется много специфических терминов, но вот некоторые из самых распространенных:

  • Протагонист: главный участник в психодраматической сессии, который работает над своей персональной темой или проблемой.
  • Антагонист: участник или группа участников, играющих роли, которые противостоят или вызывают конфликт с протагонистом.
  • Директор: ведущий психодраматической сессии, также известный как терапевт или психодраматист.
  • Двойник или дублер (double): участник психодрамы, который исполняет роль протагониста параллельно с самим протагонистом, отображая его внутренний мир и эмоции.
  • Разогрев (warm-up): этап психодраматической сессии, на котором участники подготавливаются к работе.
  • Шеринг (sharing): этап психодраматической сессии, на котором участники делятся своими чувствами и реакциями после драматизации.
  • Социометрия: метод, используемый для изучения отношений и аффилиаций в группе, часто используется при выборе протагониста.
  • Ролевое воплощение (role playing): процесс, при котором участники вживаются в определенные роли в рамках драматического действия.
  • Контракт: соглашение между ведущим и протагонистом о том, что и как будет исследоваться и обрабатываться в процессе сессии.
  • Ролевое обратное воспроизведение (role reversal): техника, при которой участник меняется ролями с другим участником или двойником, чтобы лучше понять их точку зрения.
  • Мирроринг (mirroring): техника, при которой один или несколько участников воспроизводят поведение или эмоциональное состояние протагониста, позволяя ему увидеть свое поведение со стороны.

Практическое применение психодрамы Морено

В индивидуальной терапии

Психодрама может быть адаптирована для индивидуальной терапии. В этом контексте, терапевт вместе с клиентом реконструирует и изучает ситуации, связанные с эмоциональными конфликтами, использовав роль дублера или метафорическое представление других значимых ролей.

Индивидуальная психодрама позволяет клиентам выразить и исследовать свои переживания в контролируемой, поддерживающей среде, которая способствует осознанию и изменению образцов поведения.

- Е.С.Кноблох, клинический психоло, эмоционально-образный и когнитивно-поведенческий  терапевт, гипнотерапевт

Групповая психодрама

В групповой психодраме используются те же основные принципы, что и в индивидуальной, но добавляется элемент групповой динамики. Участники группы играют роли в сценарии протагониста, что обеспечивает более глубокое понимание его переживаний и помогает разработать новые стратегии взаимодействия. Групповая психодрама также помогает участникам улучшить свои навыки социального взаимодействия, эмпатии и обратной связи.

В различных научных областях

Психодрама также применяется во многих научных областях в качестве метода исследования человеческого поведения и социальных взаимодействий. В социологии, антропологии и психологии психодраматические техники используются для моделирования и анализа социальных ситуаций и динамики групп.

В рамках социальной работы и образования

Психодрама широко используется в социальной работе и образовательной сфере. В социальной работе она помогает людям преодолевать социальные и эмоциональные барьеры, осознавая и меняя свои роли и отношения. В образовательной сфере психодрама используется для создания интерактивных и опытных учебных сред, в которых учащиеся могут исследовать и развивать навыки социального взаимодействия, управления конфликтами и проблемного обучения.

В работе с детьми

Детская психодрама – это специфическое применение методов и техник психодрамы, адаптированных для работы с детьми. Этот подход использует игровую и драматическую деятельность для помощи детям в выражении и понимании своих эмоций, а также для разрешения психологических конфликтов.

Детская психодрама основана на том, что для детей самым естественным способом выражения эмоций и внутренних переживаний является игра. Психодраматические техники, такие как ролевые игры, драматическое повторение и кукольная драматизация, предоставляют детям безопасное пространство, где они могут исследовать и понять свои переживания и конфликты.

В отличие от психодрамы для взрослых, детская психодрама часто фокусируется на использовании конкретных историй или сценариев, которые отражают реальные или воображаемые ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в своей жизни.

Через процесс игры и драматизации дети получают возможность обсуждать свои чувства, мысли и опасения, а также искать возможные решения для своих проблем.

- Е.С.Кноблох, клинический психолог, эмоционально-образный и когнитивно-поведенческий  терапевт, гипнотерапевт

Польза групповой психодрамы и особенности ее проведения

Групповая психодрама — это уникальная форма психотерапии, которая использует техники ролевой игры и сценического искусства для улучшения психического благополучия участников. Она предлагает ряд преимуществ и может быть проведена с учетом некоторых особенностей.

Преимущества

  • Самопознание: психодрама предоставляет участникам возможность более глубокого понимания своих эмоций, поведения и отношений. С помощью ролевых игр участники могут исследовать различные аспекты своей личности и взаимоотношений.
  • Эмоциональное выражение: обеспечивает безопасное пространство для выражения эмоций. Участники могут проявлять и испытывать сложные или подавленные эмоции, что может способствовать эмоциональному облегчению и пониманию.
  • Улучшение межличностных отношений: поскольку психодрама часто включает в себя взаимодействие с другими участниками группы, она может помочь улучшить навыки общения и управления конфликтами.
  • Катарсис: с помощью психодрамы участники могут освободиться от эмоционального напряжения или стресса, что называется катарсисом. Этот процесс может быть освобождающим и исцеляющим.
  • Исправление прошлого: Психодрама позволяет участникам возвращаться к прошлым событиям и переживать их вновь в контролируемой среде. Это может помочь участникам переработать травматические события и преодолеть проблемы из прошлого.

Важные правила в психодраматических группах

Психодраматическая группа, как и любое другое терапевтическое общение, подчиняется определенным правилам, которые создают безопасное и комфортное пространство для всех участников. Вот основные из них:

  • Конфиденциальность: это одно из основных правил психодраматической группы. Все участники соглашаются сохранять в тайне всю информацию, которая была обсуждена или происходила во время занятий. Это обеспечивает защиту приватности каждого участника и позволяет им свободно выражать свои мысли и чувства.
  • Физическая безопасность: в группе абсолютно недопустимо причинять боль другим участникам, вне зависимости от контекста. Если в ходе сценария требуется изображать физическую агрессию, то это делается косвенно, например, через удар по стулу или подушке, а не по участнику группы.
  • Отсутствие оценок и советов: важно помнить, что участники группы не могут полностью знать и понимать жизненные ситуации друг друга. Поэтому на сессиях следует воздерживаться от оценок, интерпретаций и советов относительно чужого поведения или чувств. Это помогает поддерживать атмосферу равенства и взаимного уважения в группе.

Соблюдение этих правил создает благоприятную обстановку для того, чтобы каждый участник мог безопасно исследовать свои внутренние переживания, а группа могла функционировать эффективно как терапевтическая среда.

Принцип действия психодрамы

Психодрама действует посредством активного вовлечения клиента в драматическую игру, которая помогает в обработке и разрешении его проблем. Эта игра, проходящая под руководством терапевта и при участии членов группы, предоставляет пространство для воспроизведения значимых событий из жизни клиента. Участники группы могут принимать роль актеров, воплощающих персонажей из сценария клиента, или быть зрителями, наблюдающими и отражающими переживания протагониста.

Протагонист в психодраме становится и творцом, и главным героем своей драмы. Это позволяет ему переживать ключевые события и ситуации, связанные с его проблемой, как будто они происходят прямо сейчас. Этот процесс несет в себе глубокое эмоциональное и когнитивное погружение, что увеличивает возможность принятия и изменения.

Слово "драматическое" в контексте психодрамы означает не театральность, а скорее драматургию. Все, как в произведении драматурга, мы имеем возможность пересматривать и переписывать свою жизнь. Это переосмысление и творческое воссоздание событий является центральной частью процесса психодрамы, которая направлена на обучение клиента решению личных проблем, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Основные виды психодрамы

  • Кукольная драматизация. Этот метод, предложенный А. Вольтманом, включает в себя использование кукольного спектакля для воспроизведения событий, значимых для ребенка. Этот подход особенно эффективен при работе с детьми преддошкольного и дошкольного возраста, у которых есть проблемы с коммуникацией. Вольтман рекомендует кукольную драматизацию как инструмент для облегчения общения и обработки конфликтных ситуаций.
  • Биодрама. Этот вид психодрамы также был предложен Вольтманом и предполагает распределение ролей животных между детьми. Предполагается, что детям, особенно малышам и детям дошкольного возраста, проще играть роли животных, чем воплощать себя, своих друзей или родственников.
  • Театральная психодрама. В этом формате один из участников групповой терапии демонстрирует или рассказывает о своих жизненных событиях в театральной форме. Здесь ключевую роль играют импровизация и доброжелательное отношение группы.

Психодраматические методы могут использоваться как самостоятельные психотерапевтические техники, но их комбинация с другими методами групповой терапии, такими как групповая дискуссия, может увеличить их эффективность.

Психодрама в психотерапии способствует преодолению излишней рационализации, помогает выразить эмоции, которые трудно выразить словами, и способствует усиленному осознанию. Этот метод активно используется в коррекционной работе с эмоциональными нарушениями, терапии некоторых психосоматических заболеваний, и в семейной психокоррекции.

Особенно значим в психодраме эффект катарсиса, который происходит в результате обработки внутренних конфликтов, обнаруженных в ходе психодраматического действия.

- Е.С.Кноблох, клинический психолог, эмоционально-образный и когнитивно-поведенческий  терапевт, гипнотерапевт

Элементы психодрамы также широко используются в других направлениях психотерапии, таких как гештальт-терапия или поведенческая терапия.

3 составляющих психодрамы

Драматическое действие и игра

Психодрама, в том числе детская, использует игровую и драматическую деятельность в целях помощи в выражении и понимании своих эмоций, а также для разрешения психологических конфликтов. Это отражает принцип, что самым естественным способом выражения эмоций и внутренних переживаний, особенно для детей, является игра. Психодраматические техники, такие как ролевые игры, драматическое повторение и кукольная драматизация, предоставляют безопасное пространство для исследования и понимания переживаний и конфликтов.

Спонтанность

В контексте психодрамы, спонтанность имеет конкретное значение и считается одним из ключевых моментов. Спонтанность, согласно основателю психодрамы Якобу Морено, побуждает нас по-новому реагировать на «старые», повторяющиеся ситуации и дает способность выбирать самую адекватную реакцию из тех, что мы можем дать в «новой» ситуации. Уровень спонтанности может служить показателем уровня психического здоровья.

Роль

В процессе психодраматического действия участники исполняют роли, которые в данном контексте понимаются не как театральные образы, а как определенные черты и характеристики, которые сами видим в другом человеке или в себе. В процессе психодрамы человек исследует разные стороны своей личности, свои роли, и учится ими управлять. В идеале, человек должен научиться осознанно переключаться между ними в зависимости от обстоятельств.

5 позиций в психодраме

Психодраматический процесс классически предполагает 5 ключевых позиций, каждая из которых играет важную роль в терапевтическом сеансе.

  • Протагонист: это первый игрок, который в психодраматическом акте изображает героя или исполнителя главной роли. Протагонист демонстрирует свои проблемы и переживания, которые становятся предметом анализа и обсуждения во время сессии.
  • Режиссер или Фасилитатор: это специалист, который помогает протагонисту воссоздать его актуальную реальность. Он помогает клиенту анализировать свои проблемы, создает необходимую атмосферу в группе и распределяет роли между участниками.
  • Вспомогательные "Я": это другие участники группы, которые играют второстепенные роли и поддерживают работу режиссера. Их задачи включают обыгрывание ролей, необходимых протагонисту для воплощения его идеи, помощь протагонисту в понимании его отношений с другими персонажами, а также помощь в переходе от драматической игры к реальной жизни.
  • Зрители: это члены группы, которые не участвуют непосредственно в психодраматическом акте, но участвуют в последующем анализе и обсуждении ситуации после ее обыгрывания.
  • Сцена: это место, где происходит психодраматическое взаимодействие. Это может быть определенная часть помещения или другого пространства, где разыгрывается сценическое действие.

Каждая из этих позиций важна для полноценного проведения психодраматического сеанса, и каждая играет свою уникальную роль в терапевтическом процессе.

Цены на услуги


Техники психодрамы

Психодрама предоставляет целый набор различных техник и инструментов, которые могут быть применены в различных сферах, включая психотерапию, образование и другие. Вот некоторые из них:

  • Техника представления себя: это техника, обычно используемая в начале работы, позволяет субъекту коротко представить себя или изобразить значимых для него людей. Это может происходить в форме монолога или интервью, и цель заключается в предоставлении информации о реальном поведении субъекта, а не о его фантазиях о себе. Субъект сам решает, какую информацию предоставить, что помогает создать ощущение безопасности.
  • Техника проигрывания роли: эта техника предполагает принятие и игру в определенной роли. Основное исполнение этой техники часто выполняет вспомогательное "Я", помогая протагонисту установить сюжет из своей реальной жизни.
  • Техника двойника: в этой технике вспомогательное "Я" играет роль протагониста, обычно располагаясь позади и немного в стороне от протагониста. "Двойник" старается стать своего рода тенью протагониста, имитируя его движения и манеру общения. Вспомогательное "Я" получает обратную связь от протагониста и корректирует свое поведение соответственно. Затем "двойник" пытается углубить свое понимание и выразить аспект, который протагонист не демонстрирует. Протагонист может принять или игнорировать предложенную вариацию, выразить несогласие или сильные эмоциональные реакции. После завершения этой техники, другие участники могут присоединиться для обсуждения действий "двойника".

Существуют институты психодрамы во многих странах, которые предоставляют обучение и возможность применения этих и многих других техник в практике.

Психодрама тренинг: что это и когда применяется

Психодрама тренинг - это форма психотерапии, основанная на ролевых играх и групповой динамике. Она включает в себя три основные стадии и ряд упражнений, направленных на достижение определенных целей, таких как "разогрев", раскрепощение участников и развитие навыков ролевой игры.

Первая стадия: Разминка

В начале процесса тренинга основная нагрузка ложится на режиссера. Его задачи включают достижение раскрепощения участников, преодоление двигательной зажатости, поощрение и стимулирование возникновения спонтанности как в невербальном, так и в словесном проявлении эмоций, а также фокусирование внимания участников на общей цели. Упражнения, такие как групповая гимнастика или пантомима, могут быть использованы для раскрепощения участников.

Вторая стадия: Основная часть психодраматической практики

После достижения участниками определенной доли раскованности и естественности, а также создания активной творческой обстановки, наступает вторая стадия психодрамы. 

  • Вначале ведущий определяет протагониста и просит его выбрать важную для него ситуацию, тему или проблему, и ознакомить всех с общей идеей сюжета, который он желает разыграть. Важно отметить, что протагонист определяет только общее направление, а развитие действий должно быть спонтанным. 
  • Затем протагонист выбирает партнеров, которые будут играть роли его вспомогательных "Я" и объясняет им свои задачи. 
  • Затем происходит непосредственное обыгрывание протагонистом намеченного сюжета.

Третья стадия: Обсуждение и анализ

На завершающей стадии психодрамы происходит совместное обсуждение и анализ действий протагониста и других участников. Все участники должны участвовать в этом процессе, что помогает улучшить понимание происходящего и усвоение полученных уроков.

Психодрама тренинг может быть применена в различных контекстах, включая психотерапию, образование, бизнес-тренинги и многое другое.

- Е.С.Кноблох, клинический психолог, эмоционально-образный и когнитивно-поведенческий  терапевт, гипнотерапевт

Основные этапы психодраматической сессии

Психодраматическая сессия является комплексной структурой, включающей в себя несколько важных этапов, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию.

Этап разогрева

Сессия начинается с этапа разогрева, где используются двигательные или медитативные упражнения для поднятия уровня энергии в группе и настройки участников на определенные групповые темы. Этот этап помогает участникам подготовиться к следующим этапам и сосредоточиться на предстоящей работе.

Социометрический выбор протагониста

Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть главного участника, который будет центром внимания на протяжении всей сессии. Процесс выбора включает обсуждение тем, с которыми участники хотели бы поработать, и выбор темы, которая кажется наиболее актуальной для всей группы.

Этап действия

Этот этап включает драматическую игру волнующей протагониста ситуации. Протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого, а также тех, кто будет играть ключевые роли в его жизненной ситуации. Этап действия может включать различные формы драматизации, от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен. Этот этап завершается, когда найдено решение проблемной ситуации или протагонист получил достаточно информации о ситуации.

Шеринг, или обмен чувствами

После этапа действия следует шеринг, это обмен чувствами и переживаниями между участниками действия и зрителями. Важно, что во время шеринга участники говорят только о своих собственных чувствах и о событиях своей жизни. Этот этап предоставляет протагонисту возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, и возвращает ему вложенную им в работу душевную энергию.

Что такое монодрама?

Монодрама представляет собой специализированный вид психодрамы, который применяется преимущественно в индивидуальной терапевтической работе. В отличие от традиционной психодрамы, где участвуют различные участники группы, монодрама фокусируется на одном индивидууме, предоставляя терапевту и клиенту возможность более глубоко исследовать чувства и переживания последнего.

Процесс монодрамы осуществляется с использованием различных предметов и элементов пространства, таких как стулья, которые могут представлять собой символы или "актеров" в драме клиента. Эти материальные элементы используются для создания визуального и тактильного представления эмоций, переживаний или отношений клиента, которые затем можно исследовать и обсудить.

Терапевт играет ключевую роль в монодраме, помогая клиенту организовать и структурировать свою драму, а также поддерживая их в процессе осмысления и переживания их чувств. В то же время, в отличие от традиционной психодрамы, в монодраме терапевт обычно не играет активных ролей в драме клиента, вместо этого фокусируясь на обеспечении поддержки и руководства.

Применение психодрамы в индивидуальной терапии

Психодрама — это гибкий и многофункциональный подход, который может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной терапии. Вот как он работает в индивидуальной работе:

  • Обогащение терапевтического инструментария: обучение психодраматическим методикам позволяет психотерапевту расширить свои инструменты помощи, добавив в них множество терапевтических приемов. Эти приемы просты, интересны для клиента и экологичны, поскольку они основаны на его реальном жизненном опыте.
  • Универсальность психодраматических техник: психодраматические техники эффективны с клиентами разного уровня понимания психологии, поскольку они понятны и наглядны для человеческой психики. Это помогает увеличить эффективность терапии и дает клиентам ясное понимание результатов.
  • Использование мыслительных метафор клиента: психодрама хорошо опирается на внутренние образы и метафоры клиента, что делает процесс терапии естественным и значимым для него. Это не требует от клиента освоения нового языка или принятия новой модели мира.
  • Работа с ролевым взаимодействием: основа психодрамы — это ролевое взаимодействие. Психотерапевт использует его для создания терапевтических упражнений и "экспериментов", которые помогают клиенту пройти через новый, терапевтически полезный опыт.
  • Опора на социально привычные формы взаимодействия: психодрама использует такие общепринятые формы взаимодействия, как встреча, разговор, прощание и т.д. Это помогает интегрировать терапевтический процесс в повседневную жизнь клиента, увеличивая эффективность и экологичность процесса.

Таким образом, психодрама в индивидуальной терапии может оказаться очень эффективной и мощной методикой, помогающей клиентам проработать свои проблемы и достичь желаемых изменений.

- Е.С.Кноблох, клинический психолог, эмоционально-образный и когнитивно-поведенческий  терапевт, гипнотерапевт

Остались вопросы?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Источники:

  • Морено, Я.Л. "Психодрама"
  • Келлерман, П.Ф. "Психодрама: Теория и практика"
  • Блатнер, А. "Основы психодрамы"
  • Фокс, Дж. "Исцеляющая сила психодрамы"
  • Дейтман, К., Ружек, Б. "Психодраматические методы в психотерапии"
  • Гарсиа, А., Якобсон, Р. "Действие и психодрама"
  • Др. Миронофф, М. "Принципы психодрамы: Метод и приложения"
  • Карп, М. "Драматерапия и психодрама: Теория и практика"
Обратная связь

Оставьте, пожалуйста, свои данные, и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время!

Из всех полей обязательное только телефон.

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Благодарим вас за отправленное сообщение!
Мы уже рассматриваем его и готовим ответ.
Ожидайте в самое ближайшее время!
Антиспам проверка