logo
Работаем: 24/7/365
Звоните: 8 800 350 54 53
Пишите: info@zdorovaya-semya.ru
Центр психологической помощи «Здоровая Семья»
logo

О нас

Предложения на сайте носят информационный характер и не являются публичной офертой
Услуги психологической помощи предоставляются АНО "Здравница" ОГРН: 1185000000020 ИНН: 5032292732 юридический адрес 143007, Московская область, Одинцовский р-н, гор. Одинцово, ул. Вокзальная, дом 3 Б, пом. 26

Подробнее

Контактная информация

  • 121170, г. Москва, Кутузовский проспект 36, стр 1, помещение 101
  • 8 800 350 54 53
  • info@zdorovaya-semya.ru

Бихевиоризм

СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Что такое бихевиоризм
  2. Основные положения бихевиоризма
    1. Предмет исследования
    2. Формула S-R (стимул-реакция)
    3. Роль научения
  3. Эволюция и направления в бихевиоризме
    1. Классический бихевиоризм  
    2. Необихевиоризм
    3. Оперантный бихевиоризм
    4. Социальный бихевиоризм
  4. Методы исследования в бихевиоризме
  5. Основные представители и их вклад
    1. Джон Уотсон
    2. Эдвард Торндайк
    3. Б.Ф. Скиннер
    4. Эдвард Толмен
    5. Альберт Бандура
  6. Применение бихевиоризма в современной психологии
    1. Ограничения метода
  7. Помощь психолога в Москве в центре психологической помощи "Здоровая семья"

Непонятные слова обычно пугают. Когда незнакомые с терминами психологии люди слышат “бихевиоризм”, им может представляться что-то сильно научное и такое же сложное и непонятное. На самом деле верно только первое.

Хотите узнать больше?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Что такое бихевиоризм?

С английского  “behavior” переводится как “поведение”. В психологии бихевиоризмом назвали направление, изучавшее поведенческие реакции и возможности влияния на них. Движения и реакции тела, поступки, действия и жесты - это все, что характеризует поведение. Именно в изучении поведения кроются мотивы развития личности и ее особенности, считали последователи данного направления. 

Основные положения бихевиоризма

Краеугольным камнем теории бихевиоризма послужило суждение о том, что жизнь человека складывается из рефлексов. Часть из них он получает с младенчества, остальные приобретаются в течение жизни (личный опыт). Они и влияют на действия и поступки, которые также продиктованы реакцией на воздействие различных факторов извне. Проще говоря, значение имеет только исследование поведения и его внешних раздражителей. 

Предмет исследования

Предметом исследования в бихевиоризме являются поведение и реакции. Причем начиналось изучение поведенческих особенностей поначалу исключительно в биологическом ключе. С развитием психологии как науки в начале прошлого века началась разработка основных положений бихевиоризма, связанных с особенностями человеческой психики. 

Последователи бихевиоризма не отрицают генетическое влияние на формирование личности. Но основной акцент делается на роль рефлексов и реакций поведения в ответ на внешний стимул.

Другими словами, чтобы понять поведение индивидуума, необходимо его подробно исследовать. Среди окружающих факторов найти тот, который явился стимулом данной поведенческой реакции, изучить связь между ними.

- Елена Коржова, психолог

Формула S-R (стимул-реакция)

Стимул и реакция - это базовые термины бихевиоризма. Стимул - это какой-то раздражающий элемент, который действует на человека в настоящий момент или имел место в прошлом. Т.е. событие или влияние внешней среды, к которому нужно адаптироваться. Этот акт приспособления, в свою очередь, и называется реакцией. Что-то произошло - и побудило нас поступить определенным образом в соответствии с нашими базовыми рефлексами и опытом.Так считают последователи бихевиористической теории. 

Собственно, получение определенной реакции после воздействия стимула показал еще наш отечественный физиолог Павлов. Он описал такое явление, как условный и безусловный рефлекс и механизм развития связи между внешним стимулом и реакцией. Впоследствии его исследования и получили развитие в поведенческом подходе. 

Роль научения

Почему мы поступаем так, а не иначе? Действия человека под влиянием внешних  раздражителей могут быть обусловлены дополнительной причиной - положительным или отрицательным подкреплением. Так мы учимся определенному поведению в определенной ситуации. 

Пример - ученика вызвали к доске, и он правильно решил задачу, получив от преподавателя похвалу. Поощрение является мощным положительным подкреплением. Критика, какие-либо карательные меры служат примером отрицательного подкрепления. Хрестоматийная иллюстрация - прикоснувшись раз к вскипевшему  чайнику, ребенок сразу усвоит, что голыми руками хватать горячее нельзя. 

Эволюция и направления в бихевиоризме

Революционным для начала двадцатого века стало выступление Д. Уотсона, американского психолога. Он заявил, что прежний предмет изучения психологии (сознание) себя дискредитировал и его необходимо пересмотреть. С публикации его статьи в 1913 году и принято вести отсчет нового течения в психологии, ставшего впоследствии одним из основных. 

Классический бихевиоризм  

Основоположник бихевиоризма Уотсон считал, что психология в рамках естественнонаучной дисциплины должна изучать поведение, используя для этого научную объективную методологию. Поведение мы можем наблюдать, следовательно, изучать его на основании измеримых и подверженных воздействию параметров. По мнению Уотсона, в научной психологии не существует такого понятия, как сознание. Все элементы, которые она изучает, должны быть видимыми, т.е. объективно существовать. А доказать существование чего-то реально, только если есть возможность внешнего наблюдения. Уотсон с научной точки зрения дал описание поведению как “системе реакций”. 

Реакции могут быть приобретенными или врожденными. Для подтверждения своих выводов бихевиористы проводили много опытов. Уотсон, в частности, на базе Дома ребенка создал лабораторию, где проводил эксперименты воздействия разных стимулов и подкрепления на детей и младенцев. Некоторые из них были весьма спорными с точки зрения этики и морали. В частности, получила широкую известность “история маленького Альберта”.

Уотсон и его ассистентка Рейснер исследовали эмоциональные реакции 11-ти месячного ребенка. Ему показали по очереди белую крысу (живую), кусок хлопковой ваты, белого кролика, маску Санта-Клауса и горящую газету. Малыш на предметы отреагировал спокойно. Это зафиксировали и на следующем этапе пытались вызвать чувство страха у ребенка по отношению к одному из предметов. Выбрана для этой цели была крыса. Ребенок находился в игровой комнате, перед ним сидела крыса, а за спиной мальчика висела металлическая пластина. Уотсон со всей силы бил по пластине каждый раз, как ребенок дотрагивался до крысы. 

Звук ребенка пугал, и Уотсон повторял свой опыт снова и снова, чтобы выстроить в голове малыша ассоциативный ряд. Постепенно Альберт перестал реагировать на крысу. Через пять дней ему снова показали все предыдущие предметы, и только крыса вызвала испуг. Был проведен еще ряд экспериментов, в результате которых мальчик стал бояться животных вообще. Исследование не было завершено, потому что ребенка отправили обратно в приют, откуда Уотсону его отдали на месяц. Он и не пытался узнать о его дальнейшей судьбе и психологических проблемах, которые сам же малышу и создал. Реакция коллег Уотсона была очень негативной, подобные опыты он больше не проводил. 

Но в основном исследования проводились сторонниками бихевиоризма на животных, т.к. на поведение последних не влияет сознание. Поэтому, как они считали, результаты должны были стать более достоверными. Данные, полученные таким образом, считались верными и для представителей человеческого рода.

Со временем часть классической  теории обнаружила свою ограниченность, и бихевиоризм начал развиваться уже в рамках новых предположений и выводов.

- Елена Коржова, психолог

Необихевиоризм

Э. Толмен утверждал, что система стимул-реакция станет более достоверной, если добавить к ней некие промежуточные элементы. Внутренние (мозговые) процессы, которые заложены генетически или обусловлены личным опытом, способны изменять реакцию на стимул. Т.е. схема поведения должна была выглядеть так: стимул - промежуточные переменные - реакция

Оперантный бихевиоризм

Оперантный бихевиоризм связывают с американским психологом Б. Скиннером, разрабатывавшим свое учение на базе бихевиоризма в середине прошлого века. Он признан одной из ключевых фигур поведенческого подхода. Скиннер полагал, что умозрительными рассуждениями можно пренебречь в пользу изучения влияния окружающей среды на поведение человека. 

Скиннера считают радикальным бихевиористом, который отрицал воздействие на поведение индивида внутренних факторов (черт личности, неосознаваемых импульсов и т.д.). По Скиннеру, только наш прошлый опыт (с негативным или позитивным подкреплением) и определяет то, как мы действуем. Понятие “личность” для Скиннера означало комплект форм поведения, свойственных конкретному человеку. 

Оперантное научение означает, что позитивный результат действия организма на окружение будет означать желание повторить. Если же за оперантной реакцией следует негатив, стремление к повторению отсутствует. 

Социальный бихевиоризм

В социальном бихевиоризме разрабатывалась новая идея для второй половины прошлого столетия. Согласно ей, мы можем учиться (получать опыт) не только в результате собственных ошибок, но и наблюдая поведение других. Социальный бихевиоризм стал своего рода “подведением итогов” положений классического бихевиоризма. 

Разработку данного направления связывают с именами А. Бандуры и Д.Роттера. В отличие от Скиннера, в социальном бихевиоризме поведение человека рассматривается не просто как реакция на окружающую среду. Люди сами активно участвуют в ее формировании.

Цены на услуги


Методы исследования в бихевиоризме

Основными методами работы бихевиористов было наблюдение (с оборудованием или без), экспериментальные исследования, направленные на изучения поведенческих реакций на внешние стимулы. Кроме этого, проводилось тестирование, причем оценивалось только поведение, а не особенности психики. Использовались также метод условных рефлексов и метод дословной записи.

Основные представители и их вклад

Работы психологов, стоящих у истоков бихевиоризма, являются важным вкладом в развитие этого направления, на котором базируются многие современные подходы.

Джон Уотсон

Джон Уотсон (1878 - 1958  - “пионер” бихевиоризма, с работ которого и началось всестороннее изучение аспектов поведения человека. Он считал, что сознание не может стать предметом научного исследования в противовес разным формам поведения. После его известного выступления в Нью-Йорке в 193 году у теории бихевиоризма появилось множество сторонников. Уотсон через два года получил пост президента Американской психологической ассоциации.

Значительный вклад Уотсона в развитие психологии был отмечен золотой медалью ассоциации незадолго перед его кончиной. Большую часть личных писем и документов Уотсон перед смертью сжег.

- Елена Коржова, психолог
 

Эдвард Торндайк

Будущий психолог и педагог, Эдвард Торндайк родился в Америке в 1874 году. Психология увлекла его в университете настолько, что он защитил докторскую в Колумбийском университете в 1898 году. Его исследования и полученные результаты близки положениям бихевиоризма, хотя сам Торндайк бихевиористом себя не называл. В его работах прослеживаются выводы о том, что взаимозависимость между ситуацией и реакцией при положительном подкреплении (удовольствии), усиливается. Вредное (негативное) последствие действий связь ослабляет. 

Б.Ф. Скиннер

Скиннер родился в Пенсильвании в 1904 году. Учился психологии в Гарварде, в 1931 году став доктором наук. Деятельность Скиннера отмечена значительным количеством трудов и наградами за вклад в психологию. Его роль в создании поведенческой теории очень велика. 

В рамках его подхода действия человека обусловлены полученным опытом, поведение можно предсказать, опираясь на воздействие окружения. Разработанные им и подтвержденные экспериментально концепции оперантного научения широко используются в современной психологии. 

Эдвард Толмен

Эдвард Толмен, американский психолог, родился в 1886 году. Бакалавр по электрохимии, он увлекся психологией, и дальнейшую жизнь посвятил изучению особенностей человеческого поведения. Согласно его теории, если повторять одно и то же действие, связь между ожиданием организма и факторами окружающей среды возрастает. 

Альберт Бандура

Бандура родился в Канаде в 1925 году. В маленьком провинциальном городке, где рос будущий психолог, на 20 учеников школы было два учителя. Поэтому, как и его товарищи, Бандура много занимался самообразованием. После окончания школы он стал бакалавром гуманитарных наук, а затем - магистром гуманитарных наук и доктором философии. За его плечами также год интернатуры в консультативном центре Уичиты (Канзас). Впоследствии преподавал психологию в университете Стэнфорда. 

Труды Бандуры посвящены изучению социально-когнитивных аспектов развития личности. Для него внешние события, поведение человека и личностные особенности находятся в обоюдной связи. Социально-когнитивная теория Бандуры является хорошо обоснованной и подкрепленной эмпирически. Она дала большие возможности для разного рода исследований и дальнейших психологических открытий. 

Применение бихевиоризма в современной психологии

Последователями бихевиоризма был накоплен огромный опыт описания причин поведения индивида. Это дало мощный толчок развития практической психологии. Отсюда берут начало методики, благодаря которым современные специалисты помогают людям быстрее усваивать новую информацию, прорабатывать сложные психологические состояния и т.д. 

Методы, разработанные на основе бихевиоризма, используются в работе с больными аутизмом, при ПТСР, разного рода фобиях, в организационной психологии.

- Елена Коржова, психолог
 

Ограничения метода

Последователи бихевиоризма были несколько ограничены в своих исследованиях, потому что игнорировали эмоциональную сторону психики и процессы мышления человека. Его поведение рассматривалось на уровне животных рефлексов. В бихевиоризме нет объяснения тому, по какой причине человек стремится к удовлетворению своих потребностей, которые Маслоу располагал наверху своей пирамиды. Речь идет о самоактуализации, эстетических, познавательных потребностях. 

Помощь психолога в Москве в центре психологической помощи "Здоровая семья"

В нашем центре мы предлагаем большой выбор программ и методов работы с разного рода психологическими проблемами. Наши специалисты имеют большой опыт работы с любыми запросами в разных психологических подходах.

Помощь психолога - это не стыдно, не опасно и совершенно оправдано с точки зрения заботы о собственном благополучии. Задайте все интересующие вопросы прямо сейчас!

 

Остались вопросы?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Литература

  • Уотсон Д.  Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.
    1980 г. 
  • Лихи Т. История современной психологии. 2003 г.
  • Гиппенрейтер Ю. Введение в общую психологию. 1996 г.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, 1999 г.

 



about-me

Терехов Василий Станиславович

Проверил статью

Психолог-консультант, консультант по вопросам зависимости  

Меня зовут Василий Терехов и более 11 лет я помогаю людям найти ...

Комментарии

Оставить комментарий

Статьи

Информационные материалы
Обратная связь

Оставьте, пожалуйста, свои данные, и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время!

Из всех полей обязательное только телефон.

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Благодарим вас за отправленное сообщение!
Мы уже рассматриваем его и готовим ответ.
Ожидайте в самое ближайшее время!
Антиспам проверка