logo
Работаем: 24/7/365
Звоните: 8 800 350 54 53
Пишите: info@zdorovaya-semya.ru
Центр психологической помощи «Здоровая Семья»
logo

О нас

Перебороть страх и начать работу над собой - настоящий вызов, но мы здесь, чтобы помочь вам. Консультации 24/7 в любом удобном для вас месте, онлайн и оффлайн встречи, возможность приобретения от 5-ти сессий со скидкой. Индивидуальные сеансы, семейные консультации, детский психолог.

Подробнее

Контактная информация

  • 121170, г. Москва, Кутузовский проспект 36, стр 1, помещение 101
  • 8 800 350 54 53
  • info@zdorovaya-semya.ru

Психодиагностика

СОДЕРЖАНИЕ:
  1. Что такое психодиагностика в психологии
  2. Основные цели и задачи психодиагностики
    1. Установление и определение психических свойств и особенностей поведения
    2. Установление развитости психических свойств
    3. Описание диагностируемых особенностей
    4. Сравнение степени развитости у разных людей
    5. Взаимосвязь с другими областями психологии
  3. История развития психодиагностики
    1. Первые подходы к технике
    2. Основные этапы развития
  4. Функции психодиагностики 
    1. Научно-методическая функция
    2. Диагностическая функция
    3. Прогностическая функция
    4. Психодиагностическое консультирование
    5. Просветительская функция
    6. Экспертная функция
  5. Подходы в психодиагностике
    1. Инструментальный подход
    2. Конструирующий подход
    3. Гностический подход
    4. Интегральный подход
    5. Номотетический подход
    6. Идеографический подход
  6. Виды психодиагностики и сферы использования
    1. Разновидности психодиагностики
    2. Сферы использования психодиагностики
  7. Методы психодиагностики
    1. Психометрические методы: тесты, оценка когнитивных способностей, опросники
    2. Проективные методы
    3. Непрямые методы: интервью и наблюдение
  8. Процесс психодиагностики в Москве
    1. Выбор подходящих текстов и методов
    2. Проведение психодиагностического сеанса
    3. Интерпретация результатов
  9. Преимущества психодиагностики для клиента
  10. Основные проблемы психодиагностики

Психодиагностика в психологии - это важная область, занимающаяся измерением, оценкой и анализом индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека. Она играет ключевую роль в понимании человеческой природы и помогает психологам решать различные практические задачи. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психодиагностики, методы и процесс применения, а также преимущества и проблемы данной терапии.

Что такое психодиагностика в психологии?

Психодиагностика, с греческого "познание души" (от "dia" и "gnosis" = "различительное познание"), представляет собой научное исследование, направленное на измерение, оценку и анализ психологических и психофизиологических характеристик человека. Ее основная цель - получить объективную информацию о личности, способностях, эмоциональном состоянии, интеллекте и других аспектах психики.

Хотите разобраться в себе?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Основные цели и задачи психодиагностики

Основной целью психодиагностики является предоставление психологам объективных данных для лучшего понимания клиента и помощи ему в решении психологических проблем. 

Общие задачи психодиагностики включают ряд важных функций, связанных с изучением психологических особенностей человека и предоставлением психологической помощи.

Важно отметить, что современная психологическая диагностика является открытой и динамичной системой знаний, которая проникает во многие предметные области психологии.

- В.С.Терехов, психолог

Установление и определение психических свойств и особенностей поведения

Главная задача психодиагностики состоит в определении и измерении различных психических свойств личности, таких как интеллект, личностные особенности, эмоциональные характеристики и многие другие. Психологические тесты, анкеты, интервью и другие методы помогают выявить уникальные аспекты психики человека.

Установление развитости психических свойств

Психодиагностика также предполагает оценку уровня развития и выраженности психических свойств в количественных и качественных единицах. Это позволяет определить, насколько развиты и проявляются конкретные аспекты психики у человека и выявить возможные отклонения от нормы.

Описание диагностируемых особенностей

Психодиагностика требует детального описания выявленных психологических особенностей личности, особенно в тех случаях, когда это имеет практическую значимость. Качественное описание позволяет лучше понять клиента и предоставить более эффективную помощь.

Сравнение степени развитости у разных людей

Сравнение психических свойств у различных людей является важным аспектом психодиагностики. Позволяет выявить различия и сходства между разными группами людей и помогает понять, как различные факторы влияют на формирование психических особенностей.

Взаимосвязь с другими областями психологии

Современная психодиагностика тесно связана с другими областями психологии, такими как психология личности, медицинская, возрастная, социальная и специальная психология. Психодиагностические методы активно используются во всех этих предметных областях и сливаются с их специфическими методами и методиками исследований.

История развития психодиагностики

Первые подходы к технике

Психодиагностика, хотя и прочно укоренилась в современной психологии, имеет далекие корни, связанные с желанием понять и оценить человеческую психику. 

Один из первых примеров психодиагностики можно найти в древних культурах, где использовались разнообразные методы для выявления особенностей характера и способностей человека. Например, в Древнем Египте практиковалась физиогномика - наука об изучении характера по чертам лица, а в Древней Греции применялась хиромантия - анализ линий и рисунков на ладони для предсказания будущего.

Однако ранние подходы к психодиагностике были предметом субъективных мнений и часто базировались на верованиях и интуиции, а не на научных данных и обоснованиях.

Основные этапы развития

История развития психодиагностики как научной дисциплины начинается в XIX веке. В этот период появляются первые научные работы, посвященные оценке интеллектуальных и психологических особенностей человека.

Одним из важнейших вех на пути развития психодиагностики было создание первых психологических тестов в конце XIX - начале XX века. В 1860 году Френсис Гальтон предложил первый тест для оценки интеллекта. Этот тест включал задания на восприятие и анализ сенсорных стимулов. Также Гальтон разработал метод измерения чувства числа и времени реакции.

В начале XX века Альфред Бине создал первую шкалу интеллекта, известную как Шкала развития интеллекта Бине-Симона. Он также разработал методику определения уровня интеллекта у детей. Работы Бине стали отправной точкой для развития психодиагностики в области интеллекта.

В 1917 году Тест Вудворда был разработан для оценки уровня интеллекта у взрослых. Позднее этот тест стал одним из основных инструментов психодиагностики во время Первой мировой войны.

С середины XX века начинается активное развитие проективных методов. Герман Роршах разработал знаменитый Роршаховский тест, основанный на анализе восприятия абстрактных чернильных пятен. Также на этом этапе развития психодиагностики были созданы другие проективные методы, такие как тематические апперцептивные тесты и рисуночные тесты.

В последующие десятилетия были предприняты попытки объединения различных методов психодиагностики в системные модели, что способствовало более целенаправленному подходу к анализу психологических особенностей личности.

С развитием компьютерных технологий в конце XX и начале XXI века, психодиагностика стала более автоматизированной и доступной. Современные компьютерные тесты обеспечивают высокую степень стандартизации, что позволяет получать более точные и надежные результаты.

Таким образом, история развития психодиагностики является многогранным и динамичным процессом, включающим разнообразные подходы к технике оценки психологических характеристик человека.

С появлением новых технологий и исследовательских подходов, психодиагностика продолжает развиваться и улучшаться для более точного понимания человеческой природы.

- В.С.Терехов, психолог

Функции психодиагностики 

Научно-методическая функция

Одной из главных функций психодиагностики является обеспечение психодиагноста современными теоретическими знаниями в области психологии человека. Психодиагност должен обладать широким спектром знаний, включая психологию личности, психологию развития, социальную психологию, специальную психологию и другие соответствующие области. Кроме того, он должен быть ознакомлен с общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологических исследований.

Диагностическая функция

Психодиагност ответственен за организацию и проведение психодиагностических исследований согласно поставленным целям и задачам. В ходе диагностики, психодиагност собирает и анализирует информацию о психических свойствах и особенностях личности, используя различные методы и инструменты. После проведения исследования, психодиагност составляет психологическое заключение, в котором представляет результаты анализа диагностического материала.

Прогностическая функция

Полученные в ходе психодиагностического исследования данные используются психодиагностом для прогнозирования перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от нормы. Психодиагност старается предвидеть динамику развития личности, исходя из выявленных особенностей, и дает рекомендации по поддержке и коррекции дальнейшего развития.

Психодиагностическое консультирование

Полученные результаты психодиагностики доводятся до самого обследуемого или других заинтересованных лиц, таких как родители, учителя, заказчики и т.д. Психодиагност обеспечивает понимание результатов и предоставляет оптимальные психологические условия для развития и становления индивидуальности, обеспечивает психологический комфорт, а также предостерегает от возможных проблемных зон, ослабляет эмоциональное напряжение и помогает урегулировать внутриличностные и межличностные конфликты.

Просветительская функция

Результаты психодиагностических исследований могут использоваться для консультационной работы с широкими слоями населения и специалистами из разных областей. Особенно важно использование данных психодиагностики в образовательных и воспитательных процессах для формирования и совершенствования психологической культуры.

Экспертная функция

Психолог-диагност принимает участие в организации и проведении психодиагностических исследований, в том числе для определения эффективности различных программ и методик. Он также выявляет индивидуальные ограничения использования разработок, проводит оценку "психофизиологической цены" успеха различных методик и программ.

Функции психодиагностики играют ключевую роль в разрешении теоретических и практических вопросов психологии, помогая понимать особенности личности, прогнозировать их развитие, предоставлять консультации и поддержку для эффективного развития и адаптации личности в различных сферах жизни.

Цены на услуги


Подходы в психодиагностике

Психодиагностика является многоаспектной областью психологии, и существует несколько подходов к определению ее сущности и функций.

Инструментальный подход

В рамках инструментального подхода, психодиагностика рассматривается как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов, таких как наблюдение, тестирование, беседа и другие. Основной целью этого подхода является выбор и применение диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия человека и различий в психологической организации разных групп.

Конструирующий подход

Психодиагностика, в рамках конструирующего подхода, рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, чьей главной задачей является разработка методов диагностики и способов изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. Подход акцентирует внимание на конструировании новых психодиагностических средств, модификации существующих, а также разработке методов прогнозирования психического развития и поведения с учетом различных факторов и условий существования.

Гностический подход

В гностическом подходе, психодиагностика рассматривается как наука, способная распознавать психическую реальность. Основной целью этого подхода является определение общих закономерностей становления и развития психических образований, а также распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека. Гностический подход помогает соотнести индивидуальную картину поведения или состояния человека с уже установленными среднестатистическими нормами.

Интегральный подход

В интегральном подходе, психодиагностика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, занимающаяся проблемами постановки психологического диагноза. Основные задачи этого подхода включают анализ исторической обусловленности возникновения и эволюции психодиагностических идей, изучение структурных элементов и направлений современной психодиагностики, а также разработку стратегий и методологических принципов психодиагностики.

Каждый из этих подходов вносит свой вклад в развитие психодиагностики и позволяет рассматривать ее с разных точек зрения, обогащая понимание психических особенностей человека и его поведения.

- В.С.Терехов, психолог

Номотетический подход

Номотетический подход (от лат. norma – образец) направлен на выяснение индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. В рамках этого подхода, личность рассматривается как набор качеств, выраженность которых позволяет различать людей между собой. Основные особенности номотетического подхода:

  • Возможность различения набора качеств в рамках различных теорий и концепций. То есть с помощью номотетического подхода можно применять разные психологические теории для измерения индивидуальных особенностей.
  • Характеристики личности рассматриваются как биполярные, взаимоисключающие признаки. Например, интроверсия и экстраверсия, рассудительность и эмоциональность и т.д.
  • Использование стандартизованных методов диагностики, что позволяет сравнивать результаты и делать обобщения.
  • Анализ результатов чаще всего осуществляется методом профиля, который представляет собой графическое изображение различных показателей, характеризующих личность.

Идеографический подход

Идеографический подход (от греч. Idea + gramma – идеограмма, письменный знак, обозначающий целое понятие) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Основные особенности идеографического подхода:

  • Подход акцентирует внимание на описании и объяснении личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия и уникальности.
  • Использование униполярных шкал: шкала измеряется от нуля до максимальной выраженности признака. Например, можно использовать шкалу от "полностью несогласен" до "полностью согласен".
  • Применение нестандартизованных методов психодиагностики, что позволяет учитывать специфические особенности личности.
  • Полученные результаты обычно носят описательный характер и представляют собой некоторые словесные характеристики индивидуальных особенностей.

В современной психодиагностике, сторонники подхода говорят о целесообразности использования комплексного подхода, когда в рамках одной большой программы исследования применяются методы, относящиеся как к номотетическому, так и идеографическому подходам. Это позволяет более глубоко интерпретировать результаты диагностики и более полно охватить разнообразные аспекты индивидуальных особенностей человека.

Виды психодиагностики и сферы использования

Разновидности психодиагностики

  • Общая психодиагностика – представляет собой обширную область психологической науки, посвященную разработке теорий, принципов и инструментов для оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В эту категорию входят различные методы, тесты и опросники, которые направлены на выявление психологических характеристик человека и его поведения.
  • Образовательная психодиагностика – ее основная задача заключается в оценке способностей и черт личности с целью определения успешности усвоения учебного материала. В рамках этой психодиагностики используются тесты успешности, которые помогают выяснить степень усвоения знаний, понимания материала и выявить индивидуальные особенности обучения.
  • Клиническая психодиагностика – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больных. В данной области используются различные методы и техники, которые помогают определить психические нарушения, диагностировать психические заболевания и понять особенности личности, что позволяет выбрать оптимальное лечение и поддержку.
  • Профессиональная психодиагностика – включает в себя профориентацию и профотбор. Ее главная цель – оценить профессиональные интересы, способности и склонности человека с тем, чтобы помочь ему сделать правильный выбор профессии, а также оценить его готовность и пригодность для занятия определенной профессиональной деятельностью.

Сферы использования психодиагностики

К.М. Гуревич выделил четыре сферы использования психодиагностики:

  • Диагностика в процессе обучения и воспитания. В рамках данной сферы проводится диагностика с целью проверки основных задач, таких как готовность к школе, причины неуспеваемости, проблемы дифференциального обучения и реализации индивидуального подхода. Это позволяет оптимизировать образовательный процесс и помочь учащимся эффективнее справляться с трудностями.
  • Диагностика специалистов по профотбору, профобучению и профориентации. Эта сфера используется с целью помощи в выборе адекватной профессии, овладении профессиональными навыками, умениями и достижения профессионализма. Помогает молодым специалистам успешно адаптироваться в выбранной сфере деятельности.
  • Диагностика в консультационной и психотерапевтической работе. Эта сфера направлена на поиск причин возникновения проблем клиента, способов и приемов их разрешения. Помогает психологам и психотерапевтам эффективнее помогать клиентам преодолевать психологические трудности.
  • Диагностика в судебной практике. Применяется с целью оценки качеств личности в рамках судебно-психологической экспертизы. Позволяет определить уровень психической состоятельности и психическую пригодность к определенным действиям или принятию ответственности.

В современном мире психодиагностика играет ключевую роль в различных сферах психологии, обеспечивая объективные и научно обоснованные данные для принятия важных решений и оказания помощи клиентам.

- В.С.Терехов, психолог

Методы психодиагностики

Психометрические методы: тесты, оценка когнитивных способностей, опросники

Психометрические методы являются одними из самых распространенных и широко используемых в психодиагностике. Они основаны на строгих статистических принципах, которые позволяют измерять и оценивать различные психологические характеристики человека.

Тесты – это стандартизированные процедуры, состоящие из определенных вопросов или заданий, на которые испытуемый должен дать ответы. Тесты бывают разных типов: интеллектуальные, личностные, профессиональные и т.д. Они позволяют выявить индивидуальные особенности личности, определить уровень развития способностей или характеристик.

Оценка когнитивных способностей – это подраздел психодиагностики, который направлен на измерение познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем. Оценка когнитивных способностей помогает определить уровень когнитивного функционирования и выявить потенциал для обучения и принятия решений.

Опросники – это специальные психологические инструменты, состоящие из серии вопросов или утверждений, на которые испытуемый должен дать свои ответы. Опросники используются для измерения различных аспектов личности, установления мотиваций и интересов, оценки эмоционального состояния и т.д. Важным аспектом опросников является правильная формулировка вопросов, чтобы получить достоверные и объективные ответы.

Проективные методы

Проективные методы представляют собой особую группу психодиагностических методов, основанных на предположении, что человек проецирует свои мысли, чувства, желания и личностные характеристики на неопределенные стимулы, такие как неструктурированные образы или ситуации. Основная идея проективных методов заключается в том, что трудноподдающиеся осознанию аспекты личности могут стать доступными через неявные выражения и ответы на специально созданные ситуации.

Примеры проективных методов включают тесты, такие как «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) и «Тест Роршаха», где испытуемым предлагается рассказать историю или описать нечеткие образы, что позволяет понять и проанализировать их внутренний мир, эмоциональные состояния и мотивации.

Непрямые методы: интервью и наблюдение

Непрямые методы в психодиагностике основаны на наблюдении и анализе поведения и реакций человека в различных ситуациях.

Интервью – это структурированный или полуструктурированный разговор между психодиагностом и клиентом, в ходе которого задаются определенные вопросы или темы для обсуждения. Интервью позволяют получить более глубокое понимание личности, их мотиваций, проблем и потребностей.

Наблюдение – это систематическое наблюдение за поведением человека в различных контекстах. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным и позволяет выявить особенности поведения, реакций на разные ситуации и взаимодействие с окружающей средой.

Комбинация различных методов психодиагностики позволяет получить более полное и объективное представление о личности человека, его способностях, характеристиках и потребностях.

Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и профессиональный психодиагноз должен учитывать все аспекты личности, чтобы предоставить качественную и полезную информацию для поддержки и развития человека.` &author=`В.С.Терехов, психолог`

-

Процесс психодиагностики в Москве

Выбор подходящих текстов и методов

Процесс психодиагностики начинается с выбора подходящих текстов и методов, которые наилучшим образом соответствуют целям и задачам исследования. Каждый случай психодиагностики уникален, и выбор методов зависит от конкретных характеристик клиента, особенностей его запросов и ситуации.

Профессиональный подход к выбору методов включает анализ целей и задачи диагностики, учет контекста, а также оценку психометрических характеристик используемых методов. Психодиагност должен обладать глубокими знаниями о различных методах, их преимуществах и ограничениях, чтобы выбрать наиболее релевантные и эффективные инструменты для конкретного случая.

Проведение психодиагностического сеанса

Следующий шаг в процессе психодиагностики – проведение психодиагностического сеанса. Это взаимодействие между психодиагностом и клиентом, в рамках которого применяются выбранные методы и техники для сбора информации о личности и психологических особенностях.

Важные аспекты психодиагностического сеанса:

  • Эмпатия и доверие. Психодиагност должен создать доверительную атмосферу, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и мог открыто выразить свои мысли и чувства. Эмпатия со стороны психодиагноста способствует установлению позитивных взаимоотношений.
  • Стандартизация и инструкции. Многие психодиагностические методы требуют строгого соблюдения инструкций и стандартных условий проведения. Психодиагност должен грамотно объяснить задачу клиенту и убедиться, что он правильно понял ее.
  • Запись и наблюдение. Во время сеанса психодиагност должен аккуратно записывать наблюдения и ответы клиента, чтобы иметь достоверный материал для последующей интерпретации.

Интерпретация результатов

Последний этап психодиагностики – интерпретация полученных результатов. Это сложный и ответственный процесс, который требует глубокого понимания психологических концепций и тщательного анализа данных.

Ключевые аспекты интерпретации результатов:

  • Системность. Психодиагност должен рассматривать результаты в комплексе, учитывая не только отдельные характеристики, но и их взаимодействие, чтобы получить более полное представление о личности клиента.
  • Контекст и культурные особенности. Интерпретация результатов должна учитывать контекст, в котором проводилась диагностика, а также культурные особенности и стереотипы, которые могут повлиять на восприятие и поведение клиента.
  • Объективность и профессионализм. При интерпретации результатов психодиагност должен быть объективен и сдержан в своих выводах, исходя из научных данных и статистических норм.

В целом, процесс психодиагностики – это сложный и многогранный процесс, который требует высокой квалификации и профессионализма от психодиагноста.

Основываясь на точных и надежных данных, психодиагностика играет важную роль в понимании личности и помощи в развитии человека в различных сферах его жизни.` &author=`В.С.Терехов, психолог`

-

Преимущества психодиагностики для клиента

  • Повышение осознанности собственных характеристик, мотивов и ценностей.
  • Помощь в принятии решений и выборе жизненного пути.
  • Развитие личностного потенциала и достижение лучших результатов в различных сферах жизни.
  • Понимание и разрешение психологических проблем и конфликтов.
  • Создание более здоровых и гармоничных межличностных отношений.
  • Улучшение качества жизни и достижение личной и профессиональной удовлетворенности.

Основные проблемы психодиагностики

Психодиагностика, как сложная и многогранная область психологии, сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые требуют внимания и разрешения. Ниже рассмотрим некоторые из основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в области психодиагностики.

Недостаточная объективность и надежность методов

Одной из основных проблем психодиагностики является необходимость обеспечения объективности и надежности методов, используемых для измерения и оценки психологических особенностей. Важно, чтобы результаты тестирования или оценки были стабильными и точными, чтобы можно было полагаться на полученную информацию при принятии решений.

Проблемы стандартизации и нормирования

Стандартизация и нормирование методов психодиагностики – сложный процесс, который требует учета различных факторов, таких как возраст, пол и культурные особенности. Недостаточно качественная информация может привести к неправильной интерпретации результатов, особенно при сравнении показателей между разными группами.

Возможность искажений со стороны клиента

Клиенты могут влиять на результаты психодиагностики своими ответами, особенно при использовании проективных методов. Некоторые клиенты могут представить себя лучше или хуже, чем они есть на самом деле, что может исказить полученные данные.

Контекстуальные факторы

Результаты психодиагностики могут быть сильно зависимы от контекста, в котором она проводится. Факторы, такие как настроение клиента, уровень стресса, уровень доверия к психологу и условия проведения исследования, могут повлиять на полученные результаты.

Недостаточное учет многообразия психических явлений

Психические явления человека чрезвычайно разнообразны, и не всегда легко охватить их все с помощью стандартизированных методов. Некоторые аспекты личности и психики могут быть недостаточно изучены или учтены в существующих психодиагностических подходах.

Этические вопросы

Психодиагностика, как и любая другая область психологии, сталкивается с этическими вопросами. Важно обеспечить конфиденциальность данных клиента, соблюдать принципы согласия и информированного согласия, а также предотвращать возможные негативные последствия от проведения психодиагностического исследования.

Комплексность интерпретации результатов

Психодиагностика предполагает сложный процесс интерпретации полученных данных. Специалист должен уметь анализировать и объединять различные аспекты личности клиента, чтобы составить целостное представление о его психологических особенностях.

Решение данных проблем является важным направлением развития психодиагностики. Эффективное преодоление данных вызовов поможет сделать психодиагностику еще более точной, полезной и понятной для клиентов и специалистов в области психологии.

Остались вопросы?
Оставьте свои координаты и мы вам перезвоним!
Антиспам проверка

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Источники:

  • Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с.
  • "Psychological Testing: Principles, Applications, and Issues" (Психологическое тестирование: принципы, применение и проблемы) - Роберт М. Каплан и Деннис П. Сакуло.
  • "Handbook of Psychological Assessment" (Справочник по психологической оценке) - Гари Гровер и Джон А. Соммерс-Флаанаган.
  • "Assessment in Counseling: A Guide to the Use of Psychological Assessment Procedures" (Оценка в консультировании: руководство по применению психологических оценочных процедур) - Альберт Б. Худсон.
Обратная связь

Оставьте, пожалуйста, свои данные, и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время!

Из всех полей обязательное только телефон.

- нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашего сайта

Благодарим вас за отправленное сообщение!
Мы уже рассматриваем его и готовим ответ.
Ожидайте в самое ближайшее время!
Антиспам проверка